По предварительным итогам I полугодия 2020 г. средний уровень заполняемости гостиниц в Москве составил 36%, что в два раза ниже показателя в I полугодии 2019 г. (72,8%). Ожидаемо, основное снижение заполняемости наблюдалось в марте-мае, когда сначала вступили ограничения по туристическим поездкам и въезду иностранцев в Россию, а впоследствии – уже внутренние ограничения по проживанию в гостиницах. Майские и июньские данные показывают небольшой рост по сравнению с апрелем, однако показатели сильно ниже прошлогодних значений.
По оценкам Colliers, заполняемость в гостиничном сегменте будет постепенно увеличиваться к концу года, однако тот факт, что высокий сезон в России в целом и в Москве и Санкт-Петербурге как двух ключевых destination points прошел без иностранного турпотока не сможет пройти незамеченным. Даже в случае возобновления туристического авиасообщения в августе и сентябре, итоговые показатели заполняемости гостиниц в Москве в 2020 г. вряд ли достигнут хотя бы 50%, что станет минимальным показателем за последние 10 лет (по итогам 2019 года средний уровень заполняемости московских гостиниц составил 77,4%). До этого минимальным показателем был 2014 год, когда средняя заполняемость качественного номерного фонда (гостиниц, находящихся под управлением международных операторов) составила 64% за год в целом.
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International: «Некоторые гостиничные сети на время пандемии полностью или частично законсервировали свой номерной фонд, что временно сократило объем доступного предложения на московском рынке на 11-12%. Однако все участники рынка оптимистично оценивают перспективы дальнейшего развития и не сокращают свои планы на развитие. Гостиницам, которые вынуждены были закрыться, конечно, будет непросто выбираться из накопленного долга, который сформировался за период простоя, но новые проекты продолжают реализовываться и в целом у всех участников рынка достаточно позитивный взгляд на будущее. Текущую непростую ситуацию можно назвать уникальной – всего три месяца закрытия гостиниц по своему влиянию сказались на гостиничном бизнесе сильнее, чем падение рубля и санкции вместе взятые в кризисный период 2014 г.».
Что касается показателей средней стоимости номера, что здесь наблюдается разнонаправленная тенденция: люксовые и премиальные отели не показывают снижения уровня ADR по сравнению с началом года, но и минимально повышают уровень цен по сравнению с началом года, в то время как сегменты среднего ценового уровня предлагают сниженную стоимость номеров. Средний ADR по итогам первого полугодия составляет для люксовых отелей 16819 руб./ночь, для верхнего предела верхнего сегмента гостиниц (Upper Upscale) – 7124 руб./ночь, для верхнего сегмента (Upscale) – 5163 руб./ночь и верхнего предела среднего сегмента и среднего сегмента (Upper Midscale&Midscale) – 3634 руб./ночь.
На фоне сравнительно небольшого снижения показателя ADR и провалившейся заполняемости гостиниц, естественным образом, на рынке наблюдалось резкое снижение уровня доходности номеров (RevPAR) в 2-4 раза в зависимости от сегмента. Наиболее сильно просели показатели доходности люксового сегмента рынка: По итогам 1 полугодия 2020 года доходность на номер составила около 3900 руб./ночь, в то время как годом ранее этот показатель составлял 11030 руб./ночь.