Важной особенностью рынка онлайн-образования является - это быстрая адаптация имеющегося на рынке контента к новым реалиям. Кроме того, образовательные организации на свободном рынке вынуждены конкурировать и стремиться улучшать свой образовательный контент. Ценность образовательных платформ в том, что они выдают строго необходимую информацию. Рынок онлайн образования наполнен самыми разнообразными продуктами, но обычно целью продукта онлайн-образования является формирование прикладных навыков, а не абстрактных знаний, что выгодно отличает онлайн-образование от традиционных методов образования.
Можно сказать, что востребованным становится всё, что глубже вовлекает учащихся в образовательную деятельность. В рамках этого тренда, в России приобретает популярность идея создания общих образовательных пространств. Речь идет о создании единой коммуникативной среды для разных сторон образовательного процесса. Можно выделить несколько сегментов онлайн-образования, которые имеют максимальный потенциал роста. Среди них: корпоративное образование, дошкольное и школьное образование, репетиторство, изучение иностранных языков.
Стоит обратить особое внимание на сферу высшего и профессионального образования, поскольку именно программы высшего образования составляют основной сегмент российского рынка образовательных услуг. В сфере высшего и профессионального образования распространяется смешанное обучение (blended learning), которое сочетает в себе традиционное — классное, аудиторное — и дистанционно-цифровое. Необходимо отметить, что при организации смешанного обучения, как правило доминирует так называемый гибридный подход, суть которого заключается в использовании сторонних сервисов, специальных платформ для интеграции облачных технологий и технологий enterprise-систем, например, CRM или ERP, которые также применяются в сфере онлайн-образования, особенно при создании массовых открытых онлайн курсов.
Еще одна тенденция рынка онлайн-образования - повышение значимости видео в разных форматах потребления. Речь идет о таких форматах как онлайн-стриминг или, так называемый, on-demand video, что дословно переводится как видео по запросу.
По прогнозам Министерства высшего образования и науки РФ существует долгосрочная тенденция к росту образовательных рынков. Количество профессионалов, которые видят для себя ценность в бизнес-образовании и, соответственно, становятся клиентами различных школ и образовательных курсов – от однодневных открытых программ до двухлетних МВА, Executive МВА будет только расти.
Автор: Иванова Светлана Петровна: кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московский государственный психолого-педагогический университет.