Создание компьютеров и электронных носителей информации, как отмечает американский ученый Д.С. Робертсон, соответствует пятой информационной революции. Предшествующие были связаны с изобретением языка, письменности, книгопечатания, с созданием электронных средств передачи информации (телеграфа, телефона и т.п.).
В современном мире технологии настолько прочно встраиваются в картину мира человека, что у него возникает ощущение, что он является активным участником многочисленных глобальных процессов, происходящих за тысячи километров от его местонахождения. Технологии дают возможность вообразить себя экспертом в самых различных областях: человек может определять, какие новости для него приоритетны, вступать в обсуждение интересующих его тем с совершенно неизвестными людьми, комментировать события самого различного уровня и содержания и пр. Едва ли можно усомниться в том, что Интернет открыл человеку такие возможности, которых у него раньше не было.
В России интернетом пользуются более 100 млн человек, а более 50 млн – являются пользователями разнообразных социальных сетей. Эти люди в среднем проводят в всемирной паутине более 6 часов ежедневно, и не менее 2 часов в день общаются через социальные сети.
Едва ли существует необходимость в том, чтобы обсуждать те преимущества, которые в своей повседневной жизни получает человек в интернете: возможность иметь доступ к самой широкой аудитории, использовать интернет как дистанционное средство обучения и работы, проводить свой досуг и т.п. Больший интерес представляет вопрос: каковы психологические последствия использования новых технологий?
Исследования психологов в этой области говорят о следующем:
Во-первых, резко изменилась специфика межличностного общения, оно в значительной степени перенеслось из реального мира в мир виртуальный, в киберпространство.
Во-вторых, общение между людьми в сети интернет по сравнению с реальной ситуацией значительно упростилось. Изменились и нормы коммуникации.
В-третьих, участники общения теперь имеют разнообразные возможности для поддержания анонимности, модификации или нового конструирования собственной идентичности, прекращения коммуникации в любой момент.
В-четвертых, социальные сети в подростково-молодежной среде превратились и в средство совершения актов насилия, направленного как на сверстников, будь то травля, преследования, домогательства и пр., так и на самого себя (киберсамоубийство).
В-пятых, есть основания говорить о том, что интернет (особенно социальные сети) выступает способом мобилизации для участия в коллективных акциях.
В-шестых, интернет все больше разделяет поколение родителей (предпочитающих тексты как средство коммуникации и получения информации) и поколение детей (для которого изображения заменили тексты).
И, наконец, интернет способствует возникновению «диванного активизма», который является менее затратным, чем реальные действия.
Таким образом, использование новых технологий, в частности интернета, существенно изменяет психологию человека, прежде всего – качественно влияет на процесс его общения с другими.
Автор: Инна Борисовна Бовина, д-р психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.