Борис Титов: в отрасль развлекательных мероприятий вовлечено слишком много людей, чтобы государство оставляло их наедине со своими проблемами.
Для спасения десятков тысяч людей, занятых в организации зрелищных мероприятий, государство должно более четко обрисовать перспективы возвращения отрасли к работе. Об этом Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил в ходе онлайн-конференции «Индустрия развлечений в условиях пандемии», участие в которой приняли более 20 представителей индустрии, в том числе Сергей Шнуров, Григорий Лепс, Павел Лунгин, владельцы крупнейших промоутерских агентств, лейблов и концертных площадок.
Из всех отраслей экономики шоу-бизнес оказался, пожалуй, в самом тяжелом и двусмысленном положении. Публичные мероприятия по-прежнему под запретом, и их возобновление в лучшем случае намечено на последний этап отмены противокоронавирусных ограничений. Между тем в отрасли развлечений занято множество людей, и каждая высокооплачиваемая «звезда» своими заработками финансирует зарплаты десятков человек персонала.
«Сегодня у россиян на руках несколько миллионов билетов на мероприятия, которые отложены из-за противоэпидемических ограничений, – напомнил глава концертного агентства «Мельница» Сергей Мельников. – Если все они сразу потребуют денег назад, то отрасль просто умрет, а денег люди назад полностью все равно не получат, потому что большая часть из них уже вложена в производство шоу.
«Нужен особый порядок, который позволит не возвращать деньги за те мероприятия, которые можно перенести, – считает генеральный директор билетного оператора Kassy.ru Артем Горный. – По аналогии с авиабилетами ввести ваучеры с отсрочкой на 6 месяцев. И за полгода невозможно восстановить и половину того, что было, но так появятся хоть какие-то шансы».
«Если еще три месяца пройдет в режиме полного запрета на массовые мероприятия, на этом рынке останется мало кто из системных игроков, – отметил Борис Титов. – Чем можно помочь? Самое важное, на наш взгляд – решить вопрос с уже купленными билетами. Будем выступать с соответствующей инициативой. Плюс нужно как можно скорее разрешить закрытые, так называемые «неафишные» мероприятия, то есть корпоративы – с соблюдением всех санитарных норм. В ближайшее время обратимся по этому поводу к главе Роспотребнадзора».
«Мы наблюдаем противоречие элементарной логике, – недоумевает совладелец площадок «Arena Moscow» и «Arbat Hall» Анатолий Сульянов. – В Москве запрещены любые мероприятия численностью более 50 человек. Но на лето намечены чрезвычайно массовые мероприятия – от книжного фестиваля на Красной площади до голосования по поправкам в Конституцию, в котором примут участие десятки миллионов человек. Но почему же тогда отрасль, которая достаточно организована и готова соблюдать все меры – раздавать маски, устанавливать санитайзеры в концертных залах, проводить фестивали на открытом воздухе – до сих пор не понимает, когда она получит хоть какое-то право на возрождение?
Это вопрос к Роспотребнадзору. Если вы скажете, что, условно, с 1 сентября можно будет проводить мероприятия на полторы-три тысячи участников, мы переформатируем отрасль, дадим ей дышать. Будет вторая волна эпидемии – снова закроемся. Но появится хоть какая-то перспектива».
Борис Титов предложил продвигать инициативы через институт общественных уполномоченных. Так что, очевидно, вскоре в России появится отдельный омбудсмен по развлекательным мероприятиям. И это станет лишь начальным этапом объединения отрасли.
«Если мы не едины, то нас и нет, – уверен инициатор конференции, музыкант и общественный деятель Сергей Шнуров. – Мы действительно никогда не заявляли себя как отрасль. Нужно объединение, я бы его назвал Ассоциацией независимых культурно-массовых мероприятий. И нам есть кого защищать. Шоу-бизнес очень мультипликативен, он дает работу множеству людей – и не только творческих профессий, а много кому еще – и техникам, и водителям, и официантам, и гардеробщицам. Надеюсь, что общая беда поможет преодолеть противоречия».
«В глазах государства мы пока что неорганизованный хаос, – соглашается глава промоутерской компании TCI Эдуард Ратников. – Власть нас не видит, мы для них барыги, какие-то странные люди. Надо иметь профессиональные объединения по каждому направлению нашей отрасли, чтобы поставить блоки всяким аферюгам».
«Наша индустрия для государства формально не существует, – подтверждает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. – Возьмите ежегодник Росстата – там нет ни концертной деятельности, ни ивентов, ни негосударственных театров. Все это «зашито» в услуги населению, вместе с прачечными и ремонтом обуви. Министерство культуры РФ отвечает за подведомственные ему организации – и только. В законодательстве есть чудовищный бастард, оставшийся со сталинских времен – «театрально-зрелищные, зрелищно-развлекательные, культурно-просветительные мероприятия» – без расшифровки. ОКВЭД 90.01 применяется к множеству организаций, в том числе и к государственным театрам. А вот у большинства ивентеров ОКВЭДы другие – по разным причинам. Упорядочить отрасль может только новый Закон о культуре, соответствующий ситуации современного цифрового мира – но сейчас явно не до этого».