Эксперты GfK подвели итоги исследований на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) после первой стадии эпидемии Covid-19 в России и выяснили, как текущий кризис влияет на долгосрочные потребительские и ритейл тренды.
Данный обзор трендов подготовлен на основе single source исследования GfK на базе потребительской панели. С начала периода самоизоляции GfK еженедельно анализирует данные о реальных покупках, а также проводит опросы на панели домашних хозяйств, чтобы лучше понять суть происходящего в FMCG-отрасли и в покупательском поведении.
После спада в потреблении товаров повседневного спроса на 14-й неделе 2020, на 15-й неделе темпы роста рынка почти вернулись к докризисным показателям. А 16-я неделя стала началом новой волны роста, когда Индекс реального потребления прибавил 6% по сравнению с «нулевой» 9-й[1] неделей 2020 года.
«Первая стадия эпидемии подходит к концу. В FMCG-ритейле все возвращается на «круги своя», - на первый взгляд. Но на самом деле последствия этого периода останутся с нами надолго. Некоторые тренды – например, индивидуальное потребление на ходу, - которые ранее выделились как долгосрочные, застопорились в развитии. Несколько иначе выглядят и перспективы ЗОЖ. Но есть тренды, которые получили из-за эпидемии дополнительный импульс», - говорит Сергей Яшко, коммерческий директор направлений GfK Rus «Потребительская панель» и «Медиаисследования».
Предлагаем посмотреть на шоппинг тренды на рынке FMCG в формате «было и стало».
Было: Потребитель мобилен, предпочитает небольшие по размеру корзины покупательские миссии. Растут частота покупки и репертуар магазинов.
Стало: Запасливое поведение как систематическое.
Данные исследования GfK показали, что более половины покупателей (52%) стали брать больше продуктов про запас. При этом это уже не «панический спрос», как, например, на гречку в марте этого года, а скорее систематическое смещение покупательских миссий покупок в период самоизоляции.
Стоит учесть также, что по данным ритейл-панели GfK, во время ажиотажного периода россияне закупились новыми холодильниками и морозильными камерами, чтобы хранить запасы. Предполагаем, что шок этого периода может надолго закрепить запасливое поведение в качестве основного покупательского паттерна.
Частота покупок снижается. К тому же покупатели не только стремятся сокращать количество визитов в магазины, но и будут стараться проводить в них как можно меньше времени. Можно ожидать, что будет больше запланированных покупок. В таких условиях заметность категории и бренда в торговом зале как никогда важна для сохранения конкурентоспособности. Особенно, в категориях импульсного спроса.
Было: Рост онлайн-покупок.
Стало: Еще больше онлайн-покупок.
За короткое время доля e-сommerce в обороте рынка FMCG почти удвоилась. В 2019 году доля канала на уровне всей России составляла 1,9% в денежном выражении. В марте 2020 года она достигла уже 3,2%. И, судя по недельным трендам в марте-апреле этого года, рынок онлайн-покупок в секторе товаров повседневного спроса продолжит расти, но уже изменит свои очертания.
Одними из главных бенефициаров нынешнего тренда на дистанционные покупки становятся сервисы доставки продуктов. Традиционные ритейлеры, которые в период ажиотажа и карантинного периода использовали масштабируемые схемы организации доставки онлайн-заказов (например, с помощью СберМаркет, Самокат, др.), имели преимущества даже на фоне крупнейших игроков продовольственного онлайн-ритейла (Озон, Перекресток, Утконос), которым было непросто справляться с лавинообразным спросом.
Еще более захватывающими выглядят перспективы для онлайн-заказов фармпрепаратов. Е-Pharma, по данным GfK, уже сейчас по оборотам лидирует среди других категорий товаров повседневного спроса в интернете. А первое место с долей более четверти всего оборота FMCG в онлайне удерживает Apteka.ru.
Следующий тренд напрямую связан со значимостью онлайн как канала продаж для FMCG товаров.
Было: Ритейлеры – основной канал производителя для дистрибуции своей продукции конечным покупателям.
Стало: Курс на дезинтермедиацию.
Тренд на дезинтермедиацию – исключение посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю – один из самых устойчивых. Ранее этот тренд мы оценивали как среднесрочный, но, кажется, карантин помог этому тренды выиграть пару лет. Уже в ближайшее время вы увидим новое развитие ритейл-канала «от производителя», но уже в онлайне. Среди FMCG-брендов, развивающих онлайн или smm магазины, – Чистая Линия (мороженое и молочные продукты), “Долина овощей” и Агрохолдинг “Московский” (доставка овощей и овощных сетов), «Победа» (шоколад), Умалат (сыры) и другие.
Было: поиск нового опыта и рост внедомашнего потребления.
Стало: «Всё дома».
Исходя из практики исследований покупательского поведения в предыдущие кризисы, мы знаем, что люди в первую очередь оптимизируют своё потребление вне дома, увеличивая домашнее потребление. Это, в частности, стало причиной того, что объемы потребления FMCG товаров сейчас выросли. А из-за самоизоляции так называемый Хоуминг (Homing) достигнет своего предела: почти все наше потребление сейчас происходит в рамках дома. Так что у продуктового ритейла есть все шансы оставаться растущим сегментом экономики. Чего потребителям может очень не хватать, так это впечатлений и нового опыта, который они привыкли получать. Насколько быстро жажда новых впечатлений преодолеет страх и потребность в безопасности зависит то, как быстро сможет возродиться HoReCa.
Было: интерес к товарам, рассчитанным на индивидуальное потребление дома или на ходу.
Стало: Рост больших упаковок и снижение форматов on-the-go.
Самоизоляция ведет к рискам для категорий, в которых высока доля внедомашнего потребления, и для малых форматов упаковок в целом. Для дома покупатели чаще выбирают большие упаковки, чтобы хватило надолго во время самоизоляции. И есть предпосылки к тому, что люди, даже выйдя из режима «все дома», значимо сократят потребление на ходу (хотя бы из-за того, что будут опасаться есть на улице). При этом из нашего исследования ситуаций покупок и потребления GfK Occasion Study мы видим, что в рамках домашнего потребления растут снекинговые оккейжены. Одной из стратегий адаптации к новым условиям может быть выпуск продуктов для перекусов дома.
Было: ЗОЖ.
Стало: Безопасность + ЗОЖ.
У многих людей нынешний негативный информационный фон вызывает желание «заесть стресс». По данным GfK, 42% россиян говорят о том, что «Мне стало сложно придерживаться диеты и ограничивать себя», и две трети говорят, что стали «чаще радовать себя чем-то вкусным».
Хотя тренд на ЗОЖ и тема здорового питания не теряют актуальности, но в данный момент они временно отошли на второй план. Гораздо активнее сейчас потребитель откликается на темы безопасности и хочет вознаграждать себя за пережитый стресс.
Скорее всего в ближайшее время тема Безопасность + ЗОЖ будет самой продуктивной как с точки зрения разработки новых продуктов и коммуникации брендов, так и с точки зрения покупательского опыта в ритейле.
Было: Увеличение доли промо.
Станет?
В прошлый кризис 2014-2015 года многие ритейлеры ушли от стратегии EDLP[2] в сторону H&L[3]. Покупатели отреагировали на это расширением репертуара магазинов и поиском наиболее выгодных промо в разных магазинах. Сейчас такая тактика покупателей будет ограничена - пока люди не готовы ходить по большому количеству магазинов. Да и увеличение промо уже не даст такого эффекта, т.к. на конец 2019 года в каналах современной торговли его доля в денежном выражении уже превысила 45%. Скорее всего, ритейлерам вновь придется пересмотреть свои ценовые стратегии, методы привлечения трафика и среднего чека.
Аналитика подготовлена на основе индикативных недельных данных потребительской панели GfK о покупках домохозяйств, а также данных, полученных входе специального исследования GfK Consumer Panel о влиянии Covid-19 на покупателя в России и мире, в рамках которого GfK анализирует покупки в секторе FMCG в трех фазах Covid-кризиса и изменения в покупательском поведении.
[1] Источник: Индикативные недельные данные GfK о покупках домохозяйств, 9-я неделя (24 февраля 2020 – 1 марта 2020) выбрана в качестве референсной, когда влияния кризиса еще не было заметно.
[2] Every Day Low Price = «Низкие цены каждый день».
[3] High & Low = Низкие / Высокие цены, «Новые скидки каждый день».