Большинство сегментов малого и среднего бизнеса сильнее всего страдает от эпидемии коронавируса, поэтому социально ответственные девелоперы пошли навстречу предпринимателям. Об эффективных мерах поддержки рассказала Оксана Моисеева, руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101», в рамках выступления на конференции РБК «Московский бизнес-климат: жизнь после карантина». Застройщик ГК «А101» не только продемонстрировал гибкость при создании продукта в ответ на изменившиеся предпочтения покупателей, но и предложил арендные каникулы сроком на 8 месяцев, особые привилегии для франчайзи и обучение начинающих бизнесменов.
В жилых комплексах ГК «А101» темпы продаж коммерческих помещений превосходят запланированные годовые показатели, причем во время карантина спрос поддерживается на высоком уровне. Успех обусловлен гибкостью компании при создании продукта, готовностью адаптироваться к новым реалиями и эффективными мерами поддержки малого и среднего бизнеса. ГК «А101» является не только крупным застройщиком, но и управляет частью коммерческих помещений. Так, на сегодняшний день в продаже у девелопера находится около 30 тыс. кв. метров, а в управлении – еще порядка 15 тыс. кв. метров. Совмещение этих функций позволило компании комплексно подойти к поддержке предпринимателей, предложив эффективные решения в каждой сфере.
С одной стороны, застройщик сразу отреагировал на изменения в покупательских предпочтениях. Во время карантина спрос перераспределился в пользу крупных объектов и помещений, которые возможно объединить. При этом компактные блоки площадью до 60 кв. метров уступили первенство покупательского интереса.
«С точки зрения продаж коммерческой недвижимости сильнее всего пострадают точечные застройщики, у которых нет возможности вариаций и которые не обладают достаточной гибкостью при создании продукта, – отметила Оксана Моисеева, руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101». – Работать с продуктом может позволить себе только крупный системный застройщик. Разумеется, не все компании идут на это, однако сегодня как никогда важно перестроиться под новые реалии, чтобы удовлетворить текущий спрос».
С другой стороны, компания разработала меры поддержки малого и среднего бизнеса сразу по трем направлениям. Первая мера – это предоставление арендных каникул сроком на 8 месяцев для предприятий всех видов деятельности. Каникулы распространяются на помещения площадью от 40 до 600 кв. метров, экономия на среднем блоке площадью 100 кв. метров составляет порядка 1,5 млн рублей.
При этом для медицинских учреждений льготный период увеличен до 10 месяцев, размер экономии составит порядка 1,7 млн рублей. Таким образом, любой предприниматель, который заключает договор аренды и заходит в проект до 31 мая 2020 года, обеспечивает себе достаточно легкий старт для развития бизнеса.
Вторая мера поддержки – это обучение начинающих бизнесменов, которое проводится при содействии Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. В частности, предоставляются консультации на тему того, как открыть и вести бизнес в столице, а также получить субсидии от городских властей.
Третья мера направлена на поддержку франчайзи. Сейчас более 60% предпринимателей работают по франшизе, поэтому ГК «А101» активно занимается поддержкой этого направления. В частности, ведет предварительный акцепт своих помещений у нескольких десятков франчайзеров, сотрудничая с площадками Topfranchise и Buybrand, а также участвует в городских программах поддержки франчайзи.
«Успех продаж квартир в проекте – это во многом и успех бизнеса, который открывается в рамках новых жилых проектов, – сообщила Оксана Моисеева, руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101». – Именно поэтому мы занимаемся комплексным развитием территории и не разделяем наш продукт. В переходный период, когда на рынке появляются новые решения, поддержка бизнеса должна быть еще более интенсивной. Мы стоим на пороге развития новых трендов, что позволяет смотреть на текущую ситуацию более позитивно. Разумеется, карантин не пройдет бесследно: не все люди, работающие в удаленном режиме, вернутся в офисы. В результате, маятниковая миграция снизится, и определенные виды бизнеса будут востребованы на территории жилых комплексов в течение всего дня. Поэтому мы нацелены на максимальную поддержку предпринимателей и предоставляем им особые привилегии».
«Сегодня мы стоим у истоков перспективного тренда, который уже поддерживают социально ответственные застройщики, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Обычно девелоперы стремятся продать коммерческие площади, чтобы не заниматься управлением, ведь это непрофильный бизнес. В результате street retail развивается хаотично, например, известны случаи, когда в премиальном проекте открылся продуктовый магазин «Пятерочка», не соответствующий статусу жилого комплекса. Однако сегодня отдельные игроки рынка берут на себя управляющую функцию и разрабатывают эффективный tenant-mix, подбирая профили торговли в концептуальном соответствии друг с другом. То есть торговые точки дополняют друг друга, благодаря чему возникает синергетический эффект. Для примера, в одном магазине покупатель приобретает кроссовки, во втором – спортивный костюм, а в третьем – гантели. В результате такого взаимодействия в выигрышном положении оказываются как сами арендаторы, так и покупатели. На мой взгляд, в кризисной ситуации подобная концепция поможет быстрее наладить продажи как застройщикам, так и владельцам бизнеса и обеспечит приток арендаторов в жилые комплексы».