Colliers International подготовила исследование сегмента стрит-ритейла на основных магистралях Москвы, среди которых: Кутузовский пр-т, Ломоносовский пр-т, Мичуринский пр-т, Ленинский пр-т и Пр-т Мира. На основе исследования 1790 объектов (267,9 тыс. кв. м), расположенных на ключевых магистралях, на начало апреля 2020 г. крупнейшей категорией в структуре арендаторов стали операторы общепита – на них приходится 17% всех арендуемых площадей (аналогичный показатель в июне 2019 г.).
Структура арендаторов на ключевых магистралях Москвы и показатели присутствия арендаторов по категориям отличаются от показателей центральных коридоров Москвы, ориентированных не только на жителей этой части города, но в гораздо большей степени – на всех москвичей в целом, а также на туристов, приезжающих посмотреть столицу. К примеру, операторы общепита в центре столицы занимают 35%. Второй наиболее активной категорией по арендуемым площадям на магистралях стал сегмент «красота и здоровье» (16%); 15% площадей занимают продуктовые магазины, 13% - банки и финансовые услуги. Также стоит отметить категорию «товары для дома» (12%) – на магистральных коридорах присутствие этого типа арендаторов также выше, нежели в центральных локациях. Целенаправленный выбор открытия магазинов товаров для дома в данных локациях обусловлен большим числом строящихся или недавно построенных жилых комплексов. Чаще всего интерьерные салоны с небольшим клиентским офисом или мебельные магазины арендуют коммерческие помещения на первых этажах новостроек или помещения в непосредственной близости от них. Предлагаемые товары и услуги данных магазинов обычно наиболее востребованы в течение нескольких лет после начала заселения новых домов, после чего по мере снижения спроса, арендаторы данной категории довольно часто переезжают в другие локации, где ведется активное строительство новых жилых комплексов.
Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International: «Последние события окажут влияние на работу арендаторов на ключевых магистралях Москвы. Несмотря на то, что по нашим оценкам, структура ключевых профилей арендаторов будет оставаться стабильной, стоит учитывать, что многие арендаторы, такие, как fashion операторы и общепит, будут долго восстанавливаться после периода самоизоляции населения что может привести к росту ротации на магистралях в связи с оптимизацией сетей магазинов и временному росту уровня вакантных площадей. Длительность восстановления будет зависеть в первую очередь от динамики снижения/роста покупательской активности населения. Наибольшие последствия по снижению покупательской активности придутся на II квартал 2020 года, однако и в дальнейшем восстановление объемов расходов населения потребует времени».
Если рассматривать каждый проспект отдельно по структуре арендаторов апреля 2020 г., то на Ленинском пр-те зафиксирована большая концентрация магазинов товаров для дома (как и интерьерных, мебельных, так и строительных магазинов) и товаров для детей и продуктовых арендаторов – эти три категории в сумме занимают 39% от всех арендуемых площадей. На Мичуринском и Ломоносовским проспектах находится большое количество продуктовых магазинов, банковских отделений, салонов красоты, аптек и мед. учреждений. На Мичуринском пр-те данные профили арендаторов занимают около 56% всех арендуемых площадей, а на Ломоносовском – 54% от всех арендуемых площадей на проспекте.
В целом, в апреле 2020 г. структура профилей арендаторов не подверглась значительным изменениям по сравнению с показателями июня 2019 г., исключением стала fashion категория, где суммарная арендуемая площадь снизилась на 1 п.п. (если же говорить в процентах, то снижение произошло на 10%) и составила 9%.
В целом состав арендаторов на ключевых магистралях в 2019 году – начале 2020 г характеризовался стабильностью. Наибольший уровень ротации арендаторов на протяжении второй половины 2019 г. – начала 2020 г. наблюдался на Ленинском проспекте и достиг всего 3%. В то время как на Мичуринском и Кутузовском проспектах 2% площадей сменили арендаторов. При этом на смену предыдущим арендаторам приходят преимущественно ритейлеры аналогичной торговой категории.
Доля вакантности за последние 10 месяцев увеличилась в среднем на 1,3 п.п. Исключением стали Мичуринский (-3,2 п.п.) и Ленинский проспекты (-0,4 п.п.), свободные помещения в данных локациях были арендованы продуктовыми операторами, банковскими структурами, салонами красоты и медицинским учреждениями. Увеличение уровня вакантности на 4 из 6 магистралях произошло за счет закрытия точек общественного питания, продуктовых, отделений банков, магазинов косметики и одежды, интерьерных салонов и предприятий, предоставляющие услуги (например, химчистки).
Наибольшей популярностью на ключевых магистралях пользуются помещения от 100 до 500 кв. м. В апреле 2020 г. больше всего в аренду предлагаются помещения от 100 до 200 кв. м (47,9% от общего предложения), наименьше всего - помещения от 400 до 500 кв. м (11,2% от общего предложения).