Последние события, происходящие во всём мире, оказали огромное влияние на операционные показатели гостиничного сегмента. По итогам марта 2020 г., средний уровень заполняемости московских брендированных гостиниц (находящихся под управлением международных операторов) упал до 35%, против 69,5% в марте 2019 года или 66,6% в марте 2018 года. Наибольшее снижение заполняемости наблюдалось в сегменте люксовых отелей, где уровень заполняемости снизился до 21,8%, тогда как годом ранее он составлял 61,7%. Заполняемость в других сегментах упала до 33-37%.
Итоги первого квартала 2020 года продемонстрировали серьезное снижение операционных показателей гостиничного рынка Москвы, при этом основной удар пришелся на март 2020, когда было практически прекращено международное сообщение, а также был объявлен режим самоизоляции во второй половине марта и отменены деловые мероприятия, посетители которых формировали не менее 50% постояльцев московских гостиниц.
По итогам квартала уровень операционных показателей, в частности величина RevPar, снизился на 18-20% в зависимости от сегмента, что обусловлено падением спроса на гостиничное размещение при сопоставимом уровне средней цены за номер. Среднее значение выручки на номер в марте снизилось в два раза по сравнению с предыдущими месяцами: с 5290 руб./ночь в среднем по рынку в феврале 2020 года до 2360 руб./ночь в марте.
Показатели гостиничного рынка Москвы с задержкой коррелируют с падением показателей ключевых столичных городов Европы, где режим карантина был веден раньше, чем в России. Туристическая отрасль несет потери во всем мире. В Европе, Азии и США наблюдается падение загрузки отелей на 80-90%. В России снижение показателя пока сдерживается за счет внутреннего туризма, деловых поездок, что отчасти позволяет сохранять небольшой денежный поток для поддержки эксплуатации гостиниц.
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International: «В начале года отели в России показывали не столь значительное снижение загрузки, как некоторые рынки Европы, где уже в конце февраля отели фиксировали падение заполняемости на 80-90%. В Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах России, по итогам января-февраля 2020 года потери в загрузке были не так высоки – около 4-5% в сравнении с показателями 2019 г. Однако в марте снижение оказалось более радикальным – до 25-30% против привычных 50-60%.
Тяжелее всего переживают «рыночную изоляцию» отели категории «четыре» и «пять звезд». Последним особенно сложно, так как в сравнении с трехзвездочными гостиницами, уровень затрат, которые они несут вне зависимости от загрузки, очень высок. В итоге, чтобы сократить издержки, многие игроки консервируют часть номерного фонда. При этом полная консервация отеля – крайний шаг, решаются на который не все, так как перезапуск работы отеля потребует много времени и средств. Крупным гостиницам проще держаться на уровне почти нулевой прибыли, но не закрываться полностью.
Дальнейшее развитие событий будет серьезно зависеть от скорости, с которой пандемия будет взята под контроль. После атипичной пневмонии в 2003 году и финансового кризиса 2008 года – двух наиболее крупных потрясений для гостиничного рынка за последние двадцать лет, мировому туризму потребовалось около полутора лет для полного восстановления. Надеемся, в этот раз выхода из кризиса не потребует более длительного времени».