Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что при успешной индивидуализации ОСАГО стоимость полиса не повысится для аккуратных водителей Москвы и области, вопреки прогнозам ряда журналистов.
«Безусловно, в нынешних условиях повышение стоимости ОСАГО в Москве – неизбежно, отрицать подорожание глупо, ведь ОСАГО – не дотационный бизнес», - отмечает Шкуматов, - чудес не бывает, поскольку у нас большая часть запасных частей импортная, покупается за доллары или евро. Пропорционально растут расходы на ремонт или денежную компенсацию. Но для аккуратных водителей реформа сыграет в плюс: полисы для них либо не подорожают, либо подорожают незначительно. Это произойдет из-за накопления скидки по КБМ и как результат новой реформы ОСАГО, когда будет предоставляться скидка за аккуратное вождение без грубых нарушений ПДД».
Реформа ОСАГО предполагает либерализацию этого страхования. Сейчас действует уравнительная система, не позволяющая дифференцировать законопослушных автолюбителей и злостных нарушителей Правил дорожного движения. Стоимость полиса рассчитывается на основании базового тарифа, умноженного на коэффициенты возраста и стажа водителя, числа страховых случаев (бонус-малус), возраста машины и мощности ее двигателя. Если реформа будет принята, то страховщики смогут предоставлять скидки за соблюдение ПДД и наказывать рублем злостных нарушителей. Проект закона уже одобрен Государственной думой в первом чтении. Дальнейшее его рассмотрение запланировано на весну.
Без реформы стоимость ОСАГО взлетела бы для всех водителей, а при ее осуществлении стоимость повысится, в основном, для неаккуратных автовладельцев – подытожил эксперт.
По данным Российского союза автостраховщиков на 10 апреля в Москве средняя премия по ОСАГО снизилась по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 2,3% до 8516 руб., в Московской области – на 0,9% до 7063 руб. По России цена снизилась за этот же период на 0,5% до 5479 руб. При этом за прошлый год средняя цена ОСАГО стала ниже на 5%. Это стало результатом первого этапа либерализации обязательного автострахования, когда был расширен тарифный коридор и внесены изменения в коэффициент возраста и систему скидок за безаварийное вождение Бонус-малус.
Заведующий кафедрой в РАНХиГС Константин Корищенко отмечает, что продолжать снижать стоимость в условиях инфляции и девальвации невозможно. Однако считает, что после реформы диапазон цен полисов будет расширятся за счёт роста их для опасных водителей. Аккуратные водители в результате окажутся в выигрыше. «Дальнейшая либерализация приведет к тому, что опасно ездить станет очень не выгодно», - говорит эксперт.