Это печально, но факт: в связи с пандемией коронавируса экономическая ситуация в нашей стране значительно ухудшается. Труднее всего в сложившихся обстоятельствах приходится малому и среднему бизнесу: во многих секторах экономики компании практически не работают, а некоторые из-за профиля своей деятельности теряют клиентов. При этом необходимо платить зарплату работникам, нести затраты на аренду помещений, пусть даже в меньшем размере. Многие компании и индивидуальные предприниматели не справляются с нынешней нагрузкой и задумываются о прекращении своей деятельности.
Услуги по ликвидации компаний сейчас входят в число самых востребованных на юридическом рынке.
Если вы тоже задумываетесь о ликвидации вашей компании, возможно, вам будет интересно узнать об основных этапах, через которые придется пройти.
1. Принятие решения о ликвидации компании.
Процесс добровольной ликвидации начинается с принятия решения:
- о ликвидации компании;
- о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;
- об определении порядка и сроков ликвидации. Порядок ликвидации должен соответствовать установленному ст. 63 ГК РФ, а ее срок, указываемый в решении, не может превышать один год.
Такое решение принимается общим собранием участников или акционеров, а если у компании один участник или акционер – то решением такого участника или акционера. Решение общего собрание участников оформляется протоколом, который должен соответствовать установленным в законе требованиям.
2. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении.
Уведомление заполняется по специальной форме, утвержденной приказом ФНС России и подается в регистрирующий орган по месту нахождения компании.
Обратите внимание на то, что налоговый орган вправе провести налоговую проверку. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
3. Подача сведений в ЕФРСФДЮЛ.
Под аббревиатурой «ЕФРСФДЮЛ» скрывается федеральный информационный ресурс, в котором содержатся юридически значимые сведения о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности. Состав сведений, подлежащих внесению, регламентирован законом. Сведения необходимо подать в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации.
4. Уведомление кредиторов о ликвидации.
Сделать это нужно путем размещения сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и направления письменного уведомления всем известным кредиторам компании.
Рекомендуем уведомить кредиторов о предстоящей ликвидации сразу после внесения записи в ЕГРЮЛ о введении в отношении юридического лица процедуры ликвидации. В случае не уведомления кредиторов регистрирующий орган откажет в регистрации ликвидации компании.
5. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется по истечении срока предъявления требований кредиторами, но не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».
Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами.
Обратите внимание на то, что законом предусмотрен ряд обязательных сведений, которые необходимо указать в промежуточном ликвидационном балансе.
Далее необходимо проверить, достаточно ли у компании средств, чтобы рассчитаться с кредиторами:
- если нет, то в отношении компании должна быть введена процедура банкротства;
- если средств достаточно, то промежуточный ликвидационный баланс может быть утвержден.
6. Подача в территориальный орган ПФР и налоговый орган сведений о работниках ликвидируемой компании.
В эти органы подаются сведения, предусмотренные законодательством о персонифицированном учете.
7. Расчет с кредиторами.
До перехода к завершающему этапу ликвидации необходимо осуществить расчеты со всеми кредиторами.
8. Составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса.
Окончательный ликвидационный баланс содержит сведения о тех активах компании, которые остались и должны быть распределены между участниками. Он должен быть утвержден на общем собрании участников (акционеров) или единственным участником (акционером). Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между участниками пропорционально их долям в уставном капитале ликвидируемой компании.
9. Подача документов для регистрации ликвидации компании.
Для регистрации ликвидации компании в налоговый орган подается заявление по установленной форме с приложением документов по установленному в законе списку. В течение пяти рабочих дней с момента подачи этих документов в Единый государственный реестр вносится запись о ликвидации юридического лица, и с этого момента общество считается ликвидированным.
10. Подача документов ликвидированной компании в архив.
При ликвидации негосударственных организаций образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ними.
Если у ликвидируемого общества был договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда РФ, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества.
Как видно, процедура ликвидации компании включает в себя немало этапов. Сложности добавляет то, что практически каждый из них имеет установленные законом временные рамки, несоблюдение которых может повлечь привлечение компании к административной ответственности или отказ в осуществлении ликвидации.