Какие возможности открываются для кандидатов в текущей ситуации на рынке труда, а также о переходе на онлайн рекрутмент, рассказывает нашим читателям Мария Костюченко, Руководитель отдела по подбору постоянного персонала.
Ситуация на рынке труда.
Ситуация на рынке труда в текущий момент, по оценкам рекрутинговых компаний, выглядит следующим образом:
- 18% работодателей говорят о том, что эпидемия уже отрицательно сказалась на экономических показателях бизнеса;
- 42% ожидают отрицательных последствий в скором будущем 42;
- 35% cчитают, что последствий ожидать не стоит 35;
- 3% работодателей утверждают, что прибыль компании выросла из-за эпидемии.
Уже происходит отток специалистов из таких областей как экономика, финансы, банки, туризм, логистика (международные перевозки, авиаперевозки), торгово-развлекательный сектор, HoReCa, спорт, beauty-сфера.
Есть и положительная динамика: приток специалистов мы видим в направлениях медицина и фармацевтика, FMCG (розница и производство), доставка товаров (локальная и внутри страны в целом).
По данным Career Review Center из опрошенных 200 компаний:
- приём и набор осуществляется в онлайн формате 37%;
- приём и набор осуществляется в офлайн формате 30%;
- подбор и приём приостановлен 18%;
- подбор продолжается, приём перенесён на неопределенное время (после карантина) 10%;
- подбор продолжается в онлайн формате, приём в офлайн формате 5%.
Таким образом, к двадцатым числам марта ситуация на рынке подбора персонала была следующей:
- 37% работодателей перешли в онлайн, но не закрыли приём;
- 28% приостановили приём на неопределенный срок;
- 35% остались в привычном режиме.
Онлайн инструменты оценки кандидатов.Тенденция перехода на онлайн рекрутмент ощущается уже довольно продолжительное время, поэтому текущий кризис не столько создал прецеденты, сколько усилил существующую тенденцию перехода этой части услуг в онлайн.
К плюсам онлайн рекрутмента можно отнести:
- экономию: времени и денег;
- привычную, комфортную обстановку;
- возможность «подсмотреть» ответ;
- традиционную форму диалога
- со свою очередь к минусам:
- низкую мотивацию кандидатов;
- неумение пользоваться видео-чатами;
- нестабильную связь;
- меньше визуальной информации о компании;
В целом, можно сказать, что онлайн-рекрутмент не сильно отличается от традиционного и также состоит из нескольких этапов:
1. Оценка опыта работы.
2. Оценка Soft skills.
3. Оценка Hard skills.
4. Оценка свойств личности.
Остановимся чуть подробнее на каждом из них.
В оценку опыта работы входят 3 вида интервью: биографическое, структурированное, видеоинтервью.
Hard skills оценивают с помощью профессиональных вопросов, тестов и практических заданий.
Soft skills - это проективные вопросы, кейсы, неструктурированное интервью и ассесмент-центры.
Оценка свойств личности, пожалуй, самый сложный и большой этап. Он может включать в себя личностные опросники (Майерс-Бриггс для определения стиля работы в команде; Кеттела, измеряющий 16 факторов личности; Айзенека на оценку темперамента; Томаса на поведение в конфликтных ситуациях), SHL и прочее.
Благодаря современным технологиям каждую из оценок можно комфортно проводить и в удаленном формате, поэтому кандидатам нужно готовиться к такому интервью также, как и к очному.
Потому что лучшее интервью – это то, к которому вы готовы!
Площадками для онлайн-рекрутмента, которыми чаще всего пользуются рекрутеры и работодатели, являются Skype, Zoom, WhatsApp, FaceTime, VCV, Microsoft Teams. Если вы планируете искать работу в ближайшее время, позаботьтесь о своей технической готовности к проведению онлайн-интревью: установите на ваш компьютер или смартфон соответствующую программу, попробуйте ей воспользоваться в качестве тренировки, чтобы уверенно чувствовать себя, когда вас будет предложен такой формат взаимодействия!
Как еще подготовиться к онлайн-интервью? Давайте остановимся на этом подробнее.
Техническая подготовка включает:
- согласуйте дату и время;
- договоритесь о «месте встречи»;
- обменяйтесь логинами/получите ссылку доступа;
- договоритесь о порядке связи для начала интервью и непредвиденных ситуаций;
- установите нужное приложение, зарегистрируйтесь в нем;
- за 30 минут до интервью проверьте работоспособность техники и приложения;
- проверьте качество работы камеры и микрофона, зафиксируйте их.
Информационная подготовка включает:
- подробно изучите вакансию;
- изучите сайт компании и дополнительную информацию о компании в интернете;
- составьте список вопросов (как минимум, о сроках предоставления обратной связи и дальнейших действиях);
- подумайте какие вопросы могут задать вам и подготовьте ответы на них;
- освежите требуемые навыки и знания.
Визуальная составляющая:
- выберете подходящее и удобное место;
- настройте освещение;
- приведите в порядок внешний вид (одежда, прическа, макияж);
- договоритесь с «домашними»;
- выходите на связь вовремя;
- смотрите в камеру, а не на экран;
- ведите себя естественно;
- будьте готовы к нестандартным ситуациям;
- будьте готовы к записи интервью (видеоинтервью);
Что же дальше, после того, как онлайн интервью проведено?
Стоит придерживаться тех же правил, как и при очном интервью:
- напишите письмо-благодарность за интервью, подтвердите свой интерес к вакансии / сообщите об отказе от рассмотрения вакансии;
- наберитесь терпения;
- проявляйте разумную инициативу;
- будьте на связи;
- сохраняйте оптимизм!