Исследование Accenture Getting to Equal 2020: The Hidden Value of Culture Makers, показывает, что руководители компаний и их сотрудники по-разному оценивают прогресс в достижении равенства в организациях.
Компания Accenture опросила более 30 тысяч человек в 28 странах и выяснила, что 77% сотрудниц и 67% сотрудников ценят корпоративную культуру и уверены, что она помогает преуспевать на работе. А 68% опрошенных руководителей убеждены в том, что культура равных возможностей имеет жизненно важное значение для их бизнеса.
В то же время существует разрыв в восприятии: 68% опрошенных топ-менеджеров считают, что они уже создают среду, в которой сотрудники могут проявлять свои лучшие качества и проактивно действовать, не боясь ошибок. При этом лишь 36% сотрудников согласны с этим. Доля сотрудников, которые не чувствуют себя причастными к процессам в своих компаниях, в 10 раз выше, чем считают их руководители (20% против 2%).
Многие топ-менеджеры считают разнообразие и корпоративную культуру не основными приоритетами для компании. 76% опрошенных самым важным назвали финансовые показатели, а 72% — узнаваемость и качество бренда. Только 34% опрошенных поставили на первое место разнообразие, и лишь 21% корпоративную культуру.
«Создание культуры равенства должно быть на первом месте в деловой повестке. Оно начинается с осознания, что разнообразие — это не просто "правильно", это необходимость для бизнеса. И относиться к нему нужно так же, как и к любому другому стратегическому приоритету. Когда сильная и равная культура на рабочем месте является основой, каждый получает выгоду. И в результате организации открывают новые возможности для инноваций и роста», — рассказала Джули Свит, генеральный директор глобального Accenture.
Исследование Accenture показывает, что поиск баланса между восприятием этой проблемы руководителями и сотрудниками принес бы значительные преимущества: как женщины, так и мужчины смогли бы успешнее развиваться на работе. Аналитики Accenture оценили дополнительные выгоды, которые могли бы получить компании во всем мире, в 3,7 триллиона долларов.
«Культура равенства и равных возможностей становится важным фактором эффективности бизнеса и в России. Компании всех отраслей без исключения ощущают серьёзный дефицит квалифицированных и мотивированных сотрудников. Поэтому российский бизнес также принимает меры, помогающие развивать культуру равных возможностей. Например, в российском Accenture действуют программы, помогающие женщинам в развитии карьеры: программы развития женского лидерства (Insight Female Leadership Program, ILead), организация чемпионатов среди девушек по решению бизнес кейсов, пересмотр внутренних политик через призму равенства, популяризация профессий консультанта и ИТ профессий среди девушек (школьницы старших классов и студентки). Сегодня в российском офисе работает 41% женщин - этот показатель один из лучших в отрасли. Культура равенства помогает выстраивать более здоровые отношения, и это сказывается на работе бизнеса: в частности, годовой показатель удержания сотрудников в Accenture сегодня составляет 14%, и он улучшается с каждым годом», — рассказал Сергей Бирюков, директор по персоналу компании Accenture в России.
Если бы разрыв в восприятии удалось сократить хотя бы на половину, то:
«Чтобы ликвидировать разрыв в восприятии, руководители должны осознать, что он существует. Общаясь с сотрудниками, топ-менеджеры смогут понять, какие факторы имеют основное значение для их команды, а значит расставить приоритеты и принять меры по устранению пробела, ускоряя достижение подлинного равенства в компании», — сказала Эллин Шук, глобальный директор по лидерству и управлению персоналом компании Accenture.
В исследовании также выявлен небольшой процент топ-менеджеров, более приверженных к построению культуры равенства (6%). Они признают, что для развития и благополучия сотрудников важны такие факторы, как прозрачность оплаты труда, возможность взять отпуск по семейным обстоятельствам, возможность проявлять творческий подход в работе. Такие руководители открыто говорят о целом ряде сложных вопросов: гендерном равенстве (52% против 35% всех опрошенных топ-менеджеров), сексуальных домогательствах/дискриминации (51% против 30% опрошенных). Они также чаще публично объявляют о своих планах по найму и удержанию большего количества женщин.
В исследовании приводится несколько факторов, которые являются основой при создании корпоративной культуры: