Эксперты «Профис Недвижимость», одной из крупнейших в России федеральных управляющих компаний в сфере коммерческой недвижимости проанализировали спрос на офисы класса С в Москве и выделили топ наиболее востребованных лотов.
Основная аудитория арендаторов коммерческой недвижимости С класса — это начинающие предприниматели и микробизнес. В качестве своего первого офиса большинство из них выбирает компактные помещения или даже отдельные комнаты, которых практически не найти в объектах более высокого класса. Эксперты «ПРОФИС Недвижимость» проанализировали обращения от потенциальных арендаторов в компанию за последний год и составили рейтинг наиболее востребованных офисов в сегменте С класса.
1. Комнаты.
Наибольшим спросом в сегменте офисов класса С пользуются небольшие помещения площадью до 20 кв. м. Доля запросов на подобные лоты в общей структуре спроса составляет около 42%. Отдельные комнаты в офисных и административных зданиях класса С в альтернативу коворкингам арендуют в основном начинающие предприниматели. Самыми востребованные лоты – это микроофисы в ЦАО, где собственник предоставляет арендатору «юридический» адрес. «Зачастую компании хотят арендовать подобные помещения только лишь ради «красивого» адреса, хотя сами планируют работают удаленно или из другого места, отмечает Кристина Лиморенко, коммерческий директор «Профис Недвижимость». – Но, конечно, данные условия неприемлемы для большинства собственников, в частности, у нас в компании для того, чтобы предотвратить такие случаи служба безопасности регулярно посещает офисы подобных арендаторов».
2. Компактный офис.
Также достаточно востребованными в сегменте С класса являются и небольшие офисы площадью от 20 до 60 кв. м. Около 29% запросов от потенциальных арендаторов приходится именно на такие лоты. Как правило, данные помещения арендуют индивидуальные предприниматели, которые занимаются частной практикой и не имеют как такового штата сотрудников. В частности, это юристы, психологи, частные маклеры, фотостудии и т.д. Зачастую данная категория арендаторов выбирается помещения на первых этажах крупных бизнес-парков, расположенных на улицах с высоким пешеходным трафиком.
3. «Стандартный» офис.
Доля запросов на более крупные офисы площадью от 60 до 100 кв. м в сегменте С класса составляет около 23% от общего объема спроса. Аудитория арендаторов подобных помещений достаточно широкая, это могут быть и индивидуальные предприниматели с небольшим штатом сотрудников и даже малый бизнес. В частности, довольно часто офисы подобных площадей арендует уже состоявшиеся компании, которые оптимизируют свои расходы и переезжают с более просторных и дорогих офисов класса В в С класс. Подобные объекты востребованы практически в любом районе Москвы с хорошей транспортной доступностью, близостью метро и развитой инфраструктурой внутри самого бизнес-парка.
4. Большой офис.
Около 5% спроса в сегменте офисов класса С класса приходится на большие помещения площадью от 100 до 500 кв. м. Как правило, подобные лоты арендуют для размещения своих представительств, клиентских, а также бэк-офисов крупные компании. Невысокий спрос на большие офисы в сегменте класса С связан с несколькими причинами. В первую очередь, с не очень эргономичной планировкой объектов класса С. За счет большого коридорного коэффициента и наличия множества отдельных комнат существенная часть арендуемых площадей не используется. Поэтому для компании, которой нужен просторный офис выгоднее арендовать большой open-space в БЦ класса В или А, где на меньшей площади они смогут рассадить эффективно разместить всех сотрудников. Во-вторых, поскольку статусных объектов класса С в центре города, где могла бы арендовать крупная компания офис не так много и в большинство из них нулевая вакансия.
5. Этаж или здание целиком.
Наименьшее число запросов в сегменте класса С приходится на отдельные офисные блоки площадью от 1000 кв. м и здания – менее 1% от общего спроса. Тем не менее подобные обращения поступают регулярно. «В нашей компании на особняки сформирован внушительный лист ожидания, отмечает Кристина Лиморенко. – Крупные компании готовы арендовать здание С класса в центре для своих штаб квартир по ставкам премиальных объектов, таких как Москва-Сити». Но большинство подобных зданий сдано в аренду на длительные сроки, а новых объектов на рынке практически не появляется, поэтому подобные сделки проходят на рынке очень редко».