При этом банки стали чаще отказывать заемщикам в автокредитах.
По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-феврале 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 128,3 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, число выданных автокредитов выросло на 15,9% (в январе-феврале 2019 года - 110,7 тыс. ед.). При этом по данным аналитического агентства «Автостат» в первые два месяца 2020 года рост был отмечен и на рынке новых легковых автомобилей. Так, в январе-феврале 2020 года его объем составил 215 тыс. ед. Это на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в январе-феврале 2019 года – 192 тыс. ед.).
При этом важно отметить, что рост выдачи автокредитов происходит на фоне сокращения доли одобрения кредитных заявок. Так, если в январе-феврале 2019 года банки одобряли порядка 47% всех заявок на автокредиты, то в первые два месяца текущего года – только 34%.
В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам за год вырос на 3 балла и в феврале 2020 года составил 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов).
В январе-феврале 2020 года наибольшее количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (10,1 тыс. ед.), Московской области (7,8 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (7,6 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (6,4 тыс. ед.) и Башкортостан (5,5 тыс. ед.).
При этом самый высокий рост числа выданных автокредитов в январе-феврале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) был зафиксирован в Белгородской (+33,3%) и Омской (+29,3%) областях, в Ставропольском крае (+26,2%), а также в Чувашской Республике (+24,6%) и Самарской области (+23,4%). В Москве и Санкт-Петербурге количество автокредитов, выданных в январе-феврале 2020 года, выросло на 8,0% и 12,0% соответственно.
«Начало 2020 года было отмечено активным ростом выдачи автокредитов, - считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Причем этот рост не смог притормозить даже значительно снизившийся аппетит к риску со стороны банков, которые все реже одобряют заявки граждан на автокредиты. Основной же причиной, объясняющей рост выдачи кредитов на покупку авто, стали госпрограммы льготного автокредитования, реализация которых в этом году стартовала с января, тогда как в прошлом году – только с марта».
«Без сомнения, увеличение выдачи автокредитов оказало существенную поддержку российскому авторынку в начале 2020 года, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Стоит отметить, что, если бы не автокредитование, рыночного роста мы, скорее всего, либо не увидели, либо он был бы не столь ощутимым. При этом и рост выдачи автокредитов, и увеличение объема покупок новых автомобилей, в первую очередь, были связаны с госпрограммами льготного кредитования («Первый/Семейный автомобиль»). Если в январе-феврале прошлого года они были приостановлены, то в 2020 году заработали непосредственно с января».
Инфографика на сайте НБКИ.