Коронавирус в России уже данность. В Москве и Московской области введены ограничительные меры, направленные на борьбу с распространением инфекции. Отменяются массовые мероприятия, занятия в учебных заведениях, рекомендуется при возможности всем сотрудникам переходить на удаленный режим работы, сокращается или прекращается совсем транспортное сообщение с отдельными странами. В этом сказывается забота государства о гражданах, которых такие меры призваны уберечь от опасного заболевания, да и от прочих циркулирующих в это время года вирусов.
Но все граждане, вне зависимости от их благосостояния, – потребители продукции и услуг, а значит, напрямую зависят от состояния отечественного бизнеса, прежде всего, малого и среднего. И это неудивительно: именно малый и средний бизнес каждый день входит в нашу жизнь. Ведь это и магазины у дома, и бытовые услуги, и кафе и рестораны, и интернет-торговля, и туристические услуги, и аптеки, и строительство и ремонт домов, и медицинские центры. Продукты и услуги, которые производит малый и средний бизнес, составляют основу внутреннего рынка. От того, насколько стабильны субъекты предпринимательской деятельности, зависит стабильность внутреннего рынка, которая в конечном итоге влияет на устойчивость национальной экономике в целом.
Но как чувствует себя малый и средний бизнес в условиях пандемии коронавируса? Если пока еще неплохо, то это явление временное. Вот, например, магазин, торгующий одеждой и обувью сегмента масс-маркет. Увы, он практически полностью сидит на китайской импортной игле. Даже если в этом магазине продаются товары, сделанные в России, то материалы и фурнитура закуплены в Китае. Что же будет с этим торговым предприятием через некоторое время, если с пандемией не получится справиться в короткие сроки? Совершенно, верно, оно если и не обанкротится, то наверняка прекратит свою деятельность. Та же участь ждет магазины, торгующие электроникой и бытовой техникой, а также производственные предприятия, занятые на отверточной сборке из китайских комплектующих. Кстати, китайские комплектующие используются и на крупных предприятиях. Что будет с магазинами, торгующими продовольственными товарами? Овощи и фрукты на прилавках тоже китайского происхождения. А как поведут себя цены на бензин в условиях падения мировых цен на нефть, насколько подорожает доставка товаров от оптовых баз до розничных магазинов? Как будут выживать предприятия легкой промышленности, ведь они почти все работают на привозных материалах? Какие потери понесут туристические компании? Многие из них точно не выживут.
Все эти вопросы, которые волнуют сейчас малый и средний бизнес, рассматриваются на государственном уровне, и правительство уже определило ряд мер по поддержке экономике в условиях пандемии коронавируса и снижения цен на нефть, при этом меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выделены в отдельный раздел.
Правда, формулировки готовящихся мер по поддержке малого и среднего бизнеса довольно расплывчаты и выглядят неубедительно.
Вот первый пункт: «Программы льготного кредитования и гарантийной поддержки будут расширены». Ничего не сказано ни о самих программах, ни о стаквке, по которой будут кредитоваться предприятия малого и среднего предпринимательства на период действия этих чрезвычайных мер, ни об объемах гарантийной поддержки.
Второй пункт: «Может быть введена отсрочка на три месяца по аренде государственного и муниципального имущества». Остается неясным, будет ли введена эта отсрочка или нет. Понятно, что эта мера наносит значительный урон местным бюджетам, но при сохранении предприятий, он будет постепенно возмещаться налоговыми поступлениями. Для некоторых регионов, где ставки арендной платы особенно высоки, эта мера может оказаться весьма действенной, и предпринимательское сообщество готово оценить такую заботу государства.
За третий и четвертый пункты отвечает Центральный банк. Речь идет о распространении на субъекты малого и среднего предпринимательства мер по неухудшению их финансового положения. Видимо, здесь имеется в виду возможность получения кредитов. И кроме того, ЦБ готов повысить финансовую привлекательность по рефинансированию кредитов, выданных субъектам предпринимательской деятельности. Опять неясно, что скрывется за столь обтекаемой формулировкой. Тем не менее, любые меры поддержки финансового характера будут уместны и востребованы малыми и средними предприятиями.
Это то, что предлагается правительством. Но, совершенно очевидно, что этого недостаточно. Представляется разумным распространить пункт о налоговых каникулах не только на туристические и транспортные компании, но и на предприятия малого и среднего бизнеса. Малым и средним предприятиям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, необходимо снизить размер импортных пошлин по различным социально значимым товарным группам. И самое главное. Рост цен на бензин и дизтопливо неминуемо приводит к росту цен вообще. А рост цен вообще самым пагубным образом сказывается на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому правительство должно принять комплекс мер по недопущению роста цен на бензин и дизельное топливо, а в идеале по снижению их, хотя бы на время действия последствий пандемии коронавируса.