По итогам 2019 г. в Московском регионе увеличилась средняя площадь введенных в эксплуатацию торговых центров. Это свидетельствует о тренде укрупнения торговых центров в формате «суперрегиональные», на которые приходится все большая доля совокупного объема. Если в 2018 году, наиболее крупные торговые форматы не открывались в Москве, то в прошедшем году ситуация скорректировалась. В 2019 г. доля суперрегиональных торговых центров в общем объеме ввода составила 45%, по прогнозам Colliers, в 2020 г. этот показатель сохранится на текущем уровне. Это говорит о постепенном восстановлении рынка ритейла – девелоперы готовы реализовывать крупные проекты, при этом они стали тщательнее подходить к разработке концепции.
Всего по итогам 2019 г. было введено семь торговых центров суммарной арендопригодной площадью 225,8 тыс. кв. м, что на 15% выше показателя 2018 г. При этом более половины нового предложения было сформировано тремя объектами – «Саларис», «Акварель Пушкино» и Novaya Riga Outlet Village.
В 2020 г. в связи с переносом ряда открытий мы ожидаем более высокие показатели ввода в Москве и городах-спутниках. По прогнозам Colliers, объем ввода в 2020 г. составит 424 тыс. кв. м, что на 44% больше, чем 2019 г. и в два раза больше показателя 2018 г. (192 тыс. кв. м). Крупнейшими объектами, заявленными на этот год, являются «Остров Мечты» (190 тыс. кв. м) и МФК Kvartal West (68 тыс. кв. м), а также торговая часть ТПУ «Селигерская» (48 тыс. кв. м).
Увеличение объемов ввода торговых площадей (+18% по сравнению с 2018 г.) привело к незначительному росту вакантности на московском рынке – ее уровень на конец 2019 г. составил 9,1% (против 8,6% в 2018 г.). Мы ожидаем, что в 2020 г. ситуация стабилизируется на текущем уровне. Локальные всплески в момент открытия новых торговых центров возможны, однако будут нивелированы по мере сдачи в аренду площадей после открытия проектов.
С точки зрения географического распределения объектов 2020 г. только 3% всех арендопригодных площадей новых объектов расположены в пределах Третьего транспортного кольца. Объекты, расположенные между ТТК и МКАД, составят 85% от объема запланированного ввода, а проекты за МКАД – 12%.
В 2019 г. новые бренды, выходившие на рынок, открывались преимущественно в формате «корнер» или классического магазина в торговых центрах Москвы: Bape. Off-White и Tudor («младшая» марка компании Rolex) - в ЦУМе; Balmain - в «Барвиха Luxury Village»;
Isabel Marant - в «Крокус Сити Молле» в Мякинино; британский Hackett - в ТРЦ «Метрополис». Бренд Hackett будет развивать казахстанский ритейлер Cider House. Дизайнерские итальянские часы Gagà Milano c конца июня стали доступны в первом собственном московском магазине этого бренда. В качестве локации компания выбрала премиальный торговый центр «Гименей».
Более 50% новых брендов представляли форматы «выше среднего» и «премиум»; бренды высокого класса меньше подвержены тенденции к падению спроса из-за снижающихся доходов россиян, так как их аудитория остается более стабильной.