Как контроль помогает развитию экономики и какие принципы лежат в основе работы современных ревизоров, какую роль в этом играют цифровые технологии и сервисы, а также почему опыт Москвы в этой области уникален в международной практике, рассказал министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков участникам программы Doctor of Public Administration Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации.
«Контроль – мощный управленческий ресурс. Именно от того насколько эффективно выстроена данная система напрямую зависит экономический успех предприятия. Проще говоря, контроль должен рассматриваться, в первую очередь, как инструмент развития, а не как инструмент ограничения. Это не полицейская функция. Если контроль в системе управления будет помощником, то и экономическое развитие от этого только выиграет. А если контроль будет серьезно ограничивать многие процессы, то это будет тормозить развитие. Эта тонкая грань – баланс интересов, он должен постоянно соблюдаться», - подчеркнул Евгений Данчиков.
С учетом больших изменений, трансформации уклада экономического, в том числе, промышленного – а мы находимся уже в эпохе 4-ой промышленной революции, которая подразумевает активное использование цифровых технологий, то и контроль тоже как инструмент управления должен соответствовать всем современным трендам.
Первое, что удалось внедрить в Москве – это риск-ориентированный подход к осуществлению контрольной деятельности, в результате использования которого можно определить степень вероятности совершения нарушений хозяйствующими субъектами. В основе данной методики лежат расчет и оценка рисков, основывающиеся на системе отбора наиболее проблемных показателей в подконтрольных сферах.
Второе, это развитие предварительного контроля, то есть концентрация не на работе с последствиями, а на изучении рисков, потенциальных возникающих проблем с целью их устранения.
«Более 80% результативности работы ревизора дает предварительный контроль. И только остальные 20% - от текущего и последующего контроля. При этом на этапе предварительного контроля, когда мы анализируем проекты нормативных актов, которые направлены на распределение бюджетных средств, вместе с объектами контроля изучаем те задачи и направления, стоящие перед ними на следующих бюджетных циклах, нам удается многие вещи поправить, не допуская негативных последствий для города и, как следствие, для жителей», - отметил Евгений Данчиков.
Третье, очень перспективное направление – это цифровизация контроля.
«Контроль должен стать технологичным. Здесь два крупных направления: цифровизация контроля и обеспечение его «невидимости», то есть дистанцированность от объекта контроля. Это использование интернета вещей, работа с большими базами данных, анализ на основании цифровых и других параметров», - сказал он.
Четвертое, это развитие сервисов для осуществления контроля гражданами.
«По сути, нашими помощниками сегодня являются все жители Москвы. Мы получаем очень много информации на городских порталах –«Активный гражданин», «Наш город». Здесь фиксируются проблемы, жалобы, которые мы потом достаточно быстро можем преобразовывать в вопросы, риски, которые требуют более детального изучения», - подчеркнул Евгений Данчиков.
И, пятое, консалтинг, превращение контролеров в консультантов и помощников.
«Это важное направление, которое позволяет вкупе с предварительным контролем помогать нашим коллегам исправлять те проблемы, недостатки и ошибки, которые у них возникают при реализации тех или иных мероприятий. В этом случае роль контролера – это помощник в реализации сложных государственных задач», - заключил он.