Обязанность по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах (далее по тексту – СОУТ) возложена на организации-работодателей начиная с 01.01.2014 года (с даты вступления в Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Такая оценка должна проводиться в отношении всех офисных работников (за исключением надомников и дистанционных работников) не реже, чем 1 раз в 5 лет (указанный срок исчисляется с даты создания организации). Кроме того, работодатель обязан провести внеплановую СОУТ в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (т.е., в том числе, при смене места нахождения организации и ее фактическом переезде) в течение 12-ти месяцев с даты переезда.
Необходимо сразу оговориться, что обязанность работодателя по проведению СОУТ установлена законом только для сотрудников, работающих по трудовым договорам (т.е. на лиц, работающих по договорам ГПХ, данная обязанность не распространяется).
Работодателю при подготовке к проведению СОУТ необходимо выяснить количество рабочих мест, на которых необходимо проведение оценки: в случае если окажется, что рабочих мест в офисе фактически больше, чем сотрудников в штате, то, в соответствии с разъяснениями, данными Министерством труда и социальной защиты РФ в письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 О порядке проведения специальной оценки условий труда, эти оставшиеся рабочие места признаются вакантными и на них СОУТ не проводится, поскольку при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются. При этом возможность проведения внеплановой СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после фактического принятия на него работника.
С января 2020 года на официальном сайте Росминтруда функционирует специальный ресурс – Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее по тексту - ФГИС СОУТ). При этом по новым нормам 426-ФЗ регистрацию работодателя в ФГИС СОУТ осуществляет выбранная работодателем организация-оценщик до начала проведения СОУТ. ФГИС СОУТ автоматически присваивает работодателю персональный идентификационный номер, который впоследствии в обязательном порядке указывается компанией-оценщиком при оформлении отчета о проведении СОУТ. Пройдя по ссылке официального источника akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/varorganization (http://akot.rosmintrud.ru/sout/Statistics/varorganization/) можно проверить наличие сведений о результатах СОУТ по любой организации, вбив лишь ее ОГРН и ИНН (соответственно, сведения о наличии/отсутствии проведенных организацией СОУТ стали открытыми).
Теперь оштрафовать работодателя за нарушение норм законодательства о СОУТ теперь возможно не только по результатам плановой, внеплановой проверки территориальной трудинспекции, но и в автоматическом режиме (с использованием специальной компьютерной программы, осуществляющей мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставляющей данные о сроке регистрации работодателей и информацию о проведенной СОУТ). Если программа обнаружит, что организация действует более года, но не проводила СОУТ, то ей будет начислен административной штраф автоматически без участия контролеров. Кроме того, трудинспекция при проведении проверки также вправе направить соответствующий запрос в другие органы (ФСС, ПФР) для выяснения информации о выполнении работодателем законодательства о СОУТ.
Стоит обозначить, что в соответствии с нормами ст. 5.27.1 КоАП нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение влечет за собой следующие санкции:
- предупреждение или наложение административного штрафа на генерального директора в размере от 5000 до 10 000 рублей; на юридическое лицо – от 60 000 до 80 000 рублей (при первичном нарушении);
- наложение административного штрафа на генерального директора в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридическое лицо – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном и/или последующем нарушении).
Необходимо также понимать, что под нарушением установленного порядка проведения СОУТ в соответствии с действующим законодательством понимаются следующие действия (бездействие) работодателя:
- несоблюдение срока проведения СОУТ;
- неознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах;
- нарушение порядка оформления результатов СОУТ;
- проведение СОУТ:
- без привлечения специализированной организации-оценщика;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Анастасия Почеревина, Начальник отдела по юридической практике AC-S (http://ac-s.ru/).