Какое будущее ждет телевизионную технологию сверхвысокой четкости? Кто продвигает Ultra HD, какой контент смотрят в ультравысоком качестве и стоит ли ждать эры 8К? Об этом рассказал руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков.
Когда 5 лет назад в магазинах стали массово появляться Ultra HD-телевизоры, эксперты гадали, станет ли этот рынок новым направлением. Теперь становится понятно, что это новый этап в телевещании и никуда уже от технологии Ultra HD не деться, она приходит на смену HD.
Несмотря на то что форматы HD и даже SD остаются еще очень популярными, Ultra HD постепенно начинает их вытеснять. Это направление изначально «накачивается» новыми технологиями, этим производители и завлекают потребителя. Из 215 млн телевизоров, которые были проданы в мире в прошлом году, больше половины — это Ultra HD. А по отдельным регионам эта доля еще выше. Самый большой рынок сегодня — это Китай, Северная Америка и Западная Европа.
Кому это нужно?
Основной драйвер развития направления Ultra HD — это производители оборудования, в первую очередь, телевизоров. Другое оборудование тоже необходимо для этого рынка. Например, для съемки такого контента нужны Ultra HD-камеры. Ultra HD-контент — тяжелый, его необходимо где-то хранить, необходимы серверы для его обработки, СХД. Таким образом, все производители и разработчики инфраструктурного оборудования также заинтересованы в расширении направления Ultra HD.
Также интерес проявляют операторы платного телевидения, в первую очередь, спутникового. После того, как по всему миру произошел запуск цифрового эфирного телевидения, телезрители получили доступ к большому количеству каналов в хорошем качестве. У них нет такой проблемы, как раньше, когда они могли найти интересный контент достойного качества только у платного оператора. Таким образом, операторам платного телевидения приходится предпринимать серьезные шаги, чтобы удержать аудиторию. Например, они предлагают мультиэкранность — возможность смотреть контент одновременно с одной ТВ-приставки и на телевизоре, и на мобильном экране. Или предоставляют контент в формате Ultra HD. Эфирное телевидение на это пока не рассчитано.
Актуальная тематика.
Каналов, вещающих в формате Ultra HD, пока в мире не больше двухсот. Рынок Ultra HD-контента постепенно становится массовым и зрелым. Он приобретает ту структуру, которую и должен сегодня иметь нормальный контент на рынке платного телевидения. Самую большую долю в Ultra HD сегменте имеет спорт, максимально используя преимущества этого формата. Потом — фильмы и сериалы: боевики, документальное кино, фантастика, где картинка (особенно если присутствуют спецэффекты) играет решающую роль. Одним словом, все, что будет смотреться наиболее зрелищно, выходит в формате Ultra HD в первую очередь. Далее идут познавательные каналы и каналы о природе, где также важна картинка. Плюс подтягиваются каналы о музыке и о моде. Контент Ultra HD нашел направления, в котором будет расти.
Говоря о российском рынке, на 500-600 каналов у нас уже сейчас есть 13 Ultra HD-каналов. Часть из них — российские, часть мы покупаем из-за рубежа.
О судьбе 8К.
8К все-таки не станет следующей вехой телевещания и не будет развиваться так же массово, как 4К, считает А. Сурков. Если число телевизоров, поддерживающих стандарт UHD 4К, очень быстро растет, то 8К с более высоким разрешением пока остается нишевым. В 2019 году в мире было продано около 100 тыс. штук экранов 8К (0,055 % от мирового объема продаж телевизоров) Это скорее демонстрация возможностей дорогостоящей технологии, поддержка ведущими производителями своего реноме, подчеркивает эксперт. И, хотя глобальные ассоциации активно работают над характеристиками производительности 8К, аналитики GS Group считают, что формат может оказаться в тупике из-за того, что его отодвинут технологии расширенной реальности или голографическое ТВ.