Компания BLS 29 января в Москве провела уже второй в этом году деловой завтрак. И его тема была как нельзя актуальной для начала года: «Прохождение проверки ГИТ 2020 без штрафов». Участниками мероприятия стали почти 80 HR-директоров и специалистов.
Как известно, с 22 октября 2019 начал действовать новый регламент проверок. Сроки их проведения определяются для каждого филиала и представительства. Также определены случаи, когда проверку нельзя проводить или надо прекратить. В их числе: отсутствие оснований, противоречие нормам закона, грубые нарушения. Отдельно отметим, что проверку также надо прекратить, если выяснится, что жалоба или обращение были анонимными или содержали заведомо ложные сведения. В то же время, если прекратить проверку попросит сотрудник, подавший жалобу, это не будет основанием для остановки.
Напомним, что сейчас применяется риск-ориентированный подход. Определены несколько категорий риска: для высокого риска проверки проводятся один раз в 2 года, для значительного – 1 раз в 3 года, средний – не чаще одного раза в 5 лет, а умеренный – в 6 лет. Определяет категорию риска Автоматизированная система (АСУ КНД), используя данные Роструда и ФНС. А при планировании проверок надзорные органы опираются на категорию риска компании, факты нарушения трудовых прав, уровень травматизма и профзаболеваний.
Также уточнено, что является угрозой причинению вреда жизни и здоровья сотрудников. Это, например, невыплата зарплаты, нарушение режима труда и отдыха, непредоставление отпусков, отсутствие системы охраны труда и спецоценки. Все это будет влиять на категорию риска компании, т.е. частоту проверок. Отныне инспектор может отстранить сотрудников от работы во время проверки, не дожидаясь ее завершения. Кроме того, ГИТ может не предупреждать компанию о проверке, если узнает о нарушениях из СМИ, работников или профсоюза. Ведомство просто сообщит в прокуратуру и придет к работодателю.
В этой связи эксперты и участники обсудили все 8 причин для внеплановой проверки. Плановые же проходят на основании 132 чек-листов, за пределы которых инспектор не может выйти. При этом особое внимание ГИТ сейчас обращает на индексацию, выплату зарплаты и отпускных, оплату в выходные и праздники, а также медосмотры, как обжаловать предписания. «Пожаловаться» можно вышестоящему руководителю в ГИТ или сразу в суд в течение 10 дней и в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства).