Эксперты «Профис Недвижимость» рассказали об основных способах повышения коммерческой недвижимости низких классов.
С каждым годом конкуренция на столичном рынке коммерческой недвижимости стремительно растет. Увеличивается объем нового предложения, более требовательными к качеству площадей и предоставляемым услугам становятся и сами арендаторы. Коммерческая недвижимость низких классов в силу более низких арендных ставок и наличия уникальных форматов сегодня пользуется достаточно высоким спросом. В то же время доходность старого фонда в некоторых случаях существенно ниже, чем доходность современных качественных БЦ класса А и В. Эксперты «Профис Недвижимость» выделили основные способы повышения доходности коммерческой недвижимости низких классов.
Увеличение арендопригодной площади.
В первую очередь, при работе с коммерческой недвижимостью низких классов необходимо тщательно оценить эффективность использования имеющихся площадей. Зачастую значительная часть помещений в производственно-складских комплексах и бизнес-парках класса С не используется, либо заняты неиспользуемым оборудованием и техникой, что является для собственника упущенной выгодой. «Сдавая в долгосрочную или краткосрочную аренду открытые площадки на территории подобных комплексов, а также общественные пространства и актовые залы в административных зданиях и особняках класса С, собственник может существенно увеличить арендопригодную площадь и как следствие рентабельность объекта, отмечает Кристина Лиморенко, коммерческий директор «Профис Недвижимость».
Оптимизация расходов на эксплуатацию.
Повысить доходность объекта также можно и за счет оптимизации затрат на эксплуатацию объектов. Это касается как расходных материалов и оборудования: замещение более дешевыми, но сопоставимыми по качеству аналогами, так и трудовых ресурсов: перевод на аутсорсинг части сотрудников, оптимизация задач для специалистов широкого профиля.
Работа с арендаторами.
Немаловажной составляющей в вопросах поддержания рентабельности объекта коммерческой недвижимости является тщательный подбор и дальнейшая работа с арендаторами. Внутренняя служба безопасности перед заключением сделки проверяет всех потенциальных контрагентов. Это позволяет в первую очередь «отсеить» недобросовестные и потенциально неплатежеспособные компании. В дальнейшем за тем, чтобы оплата от арендаторов поступала своевременно следит ряд подразделений компании, которые действуют в соответствии с принятой программой по работе с дебиторской задолженностью. Это помогает вовремя заменить проблемного арендатора на более устойчивого и платежеспособного из заранее сформированного листа ожидания. А в конечном счете позволяет избежать появления дебиторской задолженности и обеспечить собственнику заявленную доходность.
Цифровые сервисы.
Эффективным инструментом для предотвращения дебиторской задолженности от арендаторов являются также и различные новые цифровые сервисы. Например, личного кабинет арендатора, через который они могут онлайн оплатить аренду и другие дополнительные услуги, которые предоставляет арендодатель. Подобные сервисы являются распространенным инструментом в сегменте высококачественной коммерческой недвижимости, и, можно сказать, диковинкой, для коммерческой недвижимости класса С и ниже.
Регулярная индексация ставок.
Ключевым вопросом в повышении доходности объектов коммерческой недвижимости является также регулярная индексация ставок. Для этого многие собственники, как правило, заключают краткосрочные договора аренды.
Редевелопмент.
И, наконец, самым глобальным способом повышения доходности объектов коммерческой недвижимости является – редевелопмент. Конечно, это требует от собственника существенных вложений в реконструкцию здания, которые могут окупиться лишь лет через 10. Однако подобные инвестиции зачастую вполне целесообразны, поскольку и доходность, и привлекательность объекта в целом, после грамотного редевелопмента могут вырасти в разы.