«Гаджеты» завоевывают российские школы. И тут речь вовсе не о смартфонах, которыми пользуются школяры. Домашние задания в режиме онлайн, электронные учебники – это уже реальность. Цифровизация школы – процесс объективный и вспять его уже не повернуть. При этом что важно - и школьники, и учителя формируют запрос на новые формы образования.
«Заказчик» диктует условия.
Многие эксперты в сфере образования говорят, что увлечь ребенка учебой – это настоящее искусство.
«Современные дети хотят учиться моделированию, программированию, хотят знать, как работает 3D-принтер, интересуются робототехникой. Прикладные знания из этих областей, лежащие в сфере интересов школьников, школа вполне может транслировать – через внеурочную деятельность, элективные курсы», - считает заместитель управляющего директора Академии «Просвещение» Максим Узун.
Но вряд ли можно понять, как работает тот же 3D-принтер с помощью традиционного учебника, пусть и исполненного полиграфически прекрасно. Тут на помощь учителю придут цифровые ресурсы.
«Бумага не сможет воздействовать на все органы чувств ученика, а цифровой контент позволяет, даже используя технологию дополненной реальности, сильно изменить подход к образованию. Например, на тех же уроках химии мы можем изучить трехмерную модель атома, молекулы вещества, и это позволяет ученикам глубже погрузиться в тему», - отмечает генеральный директор ИТ «Просвещение» Артем Ковалевский. Цифровизация, уход от каких-то старых методов потребления материалов и контента помогают вовлечь ученика в процесс познания нового и не только вовлечь, но и увлечь.
Кстати, роль наставника тоже меняется под воздействием «цифровой эволюции». И учитель становится одной из движущих сил этого процесса. Педагог будущего – это не просто транслятор знаний, а куратор и помощник ученика.
Именно учитель должен определить ту задачу, которую он должен решить с помощью цифровых платформ и цифровых систем. И здесь для педагогов открываются новые возможности.
«Возможность для учителя создавать собственный контент – это один из трендов современного образования», - говорит Максим Узун. По этому пути идет, например, Московская электронная школа, которая накопила колоссальное количество сценариев, созданных учителями.
«Что это означает для учителя? Это позволяет масштабировать результаты его труда, превращая его достижения в общественное достояние, если учитель сам разрешает такое масштабирование», - подчеркивает эксперт.
Навыки XXI века.
Российская экономика идет по пути цифровизации, за «цифрой» - будущее. А это значит, что современная школа должна готовить наших детей к новым вызовам - и новым возможностям.
Сейчас в специализированной литературе, да и не только, можно встретить понятие «гибкие навыки» (англ. soft skills). По сути, речь идет о наборе неспециализированных, но важных для профессиональной карьеры навыков, которые могут быть и не связаны с конкретной областью. Это и чувство ответственности, и умение работать в команде, и критическое мышление, и самое главное - умение овладевать новым знанием.
«Одно из преимуществ российского образования и российской школьной системы в том, что у нас школа во многом и воспитывала в людях так называемые «гибкие навыки», soft skills. В условиях резко изменяющегося мира, когда каждый год объем данных вырастает в два раза по сравнению с предыдущим, эти навыки выходят на первое место», — полагает управляющий партнер компании Skyeng Александр Ларьяновский. «С помощью технологических решений мы можем воспитывать в людях soft skills, чтобы в условиях новой реальности они могли быстро адаптироваться и самообучаться».
Вот пример. Хирург знает, как правильно оперировать человека, как это делалось многие годы до сегодняшнего дня, а завтра он выучится на программирование робототехники. Он останется тем же хирургом, но уже перейдет на новый уровень, сможет управлять роботом, которого используют для проведения сложных операций.
Меняется школа, меняется и общество. И если цифровая эволюция в школьном образовании будет двигаться к четко обозначенным целям, то и эффект от внедрения «гаджетов» будет позитивный.