Как банки развивают транзакционное направление.
Ключевая тенденция рынка РКО и банковских транзакций - создание экосистем для предпринимателей, формирование единого "окна" для всех операций, широкий спектр дополнительных сервисов и высокая скорость.
Можно сказать, что РКО - это базовый сегмент, с которым сталкивается каждый клиент-предприниматель. Все остальные продукты - кредитные, гарантийные и прочие - охватывают гораздо меньшее число клиентов банковского рынка, чем расчетные услуги.
Стандартный "пакет" - проведение платежей, доступ к онлайн-банкингу, открытие счетов в рублях и валюте, выпуск корпоративных карт, аккредитивы, инкассация, конверсионные операции, представление информации об актуальном состоянии счетов, выписки. Именно поэтому малый бизнес оценивает качество сервиса банка прежде всего по качеству РКО, и если здесь ему становится некомфортно, то и другими услугами банка он вряд ли будет пользоваться.
С другой стороны, стандартного пакета даже малому бизнесу мало - сегодня банк это уже не только оператор финансовых услуг, но и платформа для ведения бизнеса. Банки предлагают множество небанковских сервисов, например, услуги онлайн-бухгалтера, юриста, подготовка документов для регистрации ООО и ИП. Существуют и дополнительные опции, такие как перечисление зарплаты списочно, проверка контрагентов, оценка бизнес-идеи, инвестиционного проекта и даже телемедицина для сотрудников. За счет этого рынок РКО и транзакций продолжает расти, причем не только экстенсивно, но и через расширение спектра продуктов в рамках пакетов РКО.
"Все процессы для предпринимателя сегодня должны быть доступны в режиме "одного клика". Мы стремимся к максимальной "бесшовности" внутри экосистемы - чтобы предприниматель после входа в банковскую IT-систему даже не задумывался, работает он с технологией банка или партнера", - отметил председатель правления Банка Уралсиб Константин Бобров.
"У предпринимателей зачастую нет своих ресурсов и возможностей держать в штате отдельно финансиста, аналитика, бухгалтера, web-дизайнера, юриста. Поэтому одна из задач банков - не просто оказывать услуги РКО, но и стать партнером, помогать растить бизнес путем предоставления клиенту максимально полного набора сервисов, упрощающих ведение дела, - считает председатель правления КБ "Синко-Банк" Геннадий Барсегов. - При этом тарификация, в том числе возможность выбрать удобный недорогой тариф, остается для сегмента малого и среднего бизнеса крайне важным фактором выбора банка и пакета обслуживания. Иначе говоря, новые интересные комплексные пакеты обслуживания - это очень хорошо, но и тариф должен быть адекватен, иначе предприниматель не выдержит нагрузки и уйдет, ведь рынок очень конкурентен".
Высокая конкуренция на рынке РКО заставляет банки снижать стоимость и расширять спектр услуг, которыми может пользоваться клиент в рамках РКО. На этом фоне повышается роль дистанционного банковского обслуживания. В среднем через ДБО клиенты-юрлица проводят более 95% своих платежей и операций.
Развитие получат нефинансовые сервисы, оказывающие помощь предпринимателям в ведении бизнеса, такие как голосовые помощники, услуги юристов, IT-специалистов, а также возможность интеграции и объединения счетов нескольких банков в одном интерфейсе.
В дальнейшем банки возьмут на себя часть функций, связанных с сопровождением бизнеса. Развитие получат нефинансовые сервисы, оказывающие помощь предпринимателям в ведении бизнеса, такие как голосовые помощники, услуги юристов, IT-специалистов, а также возможность интеграции и объединения счетов нескольких банков в одном интерфейсе.
Отдельный и очень важный вопрос в теме РКО - "комфорт" клиента по части комплаенса и финмониторинга. Разумеется, речь не идет о том, чтобы банки "закрывали глаза" на нарушения клиентов и сомнительные операции. Но необходим достаточно прозрачный режим - понимание клиентами реальных рисков отключения ДБО, а тем более - блокировки счета и внесения в черный список. Ведь сотни и тысячи компаний сталкиваются с такой проблемой, и банкам надо найти баланс между корректным соблюдением правил финмониторинга и адекватным уровнем прозрачности этого процесса для клиентов.