В соответствии с результатами общенационального социологического исследования* по теме кредитных историй граждан, проведенного летом 2019 г. Федеральным научно-исследовательским социологическим центром Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) в сотрудничестве с Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и Ассоциацией российских банков, примерно 30 миллионов российских граждан когда-либо знакомились со своей кредитной историей.
При этом главной целью проверки своей кредитной истории граждане называют «оценку шансов на получение кредита». Такой ответ на вопрос о том, для чего нужно знакомство с кредитной историей, дали 45,1% опрошенных граждан. Второй по популярности ответ – «необходимо контролировать правильность информации в кредитной истории». Так отреагировали 29,6% респондентов.
В свою очередь 10,9% опрошенных граждан считают, что проверять свою кредитную историю можно «просто из любопытства», а еще 24,1% - что такая проверка и вовсе не нужна.
Опрос также коснулся такого важного показателя, как персональный кредитный рейтинг, который является числовым выражением кредитной истории человека. Благодаря знанию собственного кредитного рейтинга у гражданина появляется возможность оценить «качество» своей кредитной истории, и понять на какие условия по кредитам он может претендовать. Таким образом, с момента вступления в силу в начале 2019 года соответствующих поправок в закон «О кредитных историях», информированность россиян о персональном кредитном рейтинге достигла 15% (или 17,5 млн чел.). При этом 11% знают о существовании персонального кредитного рейтинга, а 4% уже смогли его получить.
«По сравнению с предыдущими исследованиями, мы видим, что растет не только уровень осведомленности граждан о кредитной истории, но и понимание того, для чего она необходима, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Во-первых, что это документальное подтверждение финансовой репутации человека, его финансового поведения и платежной ответственности. При этом надо понимать, что кредитная история, прежде всего, важна для финансовых институтов при оценке рисков и принятии решений в розничном кредитовании. В свою очередь персональный кредитный рейтинг призван облегчить гражданину не только понимание того, где он находится в системе кредитно-финансовых координат, но и помочь получить кредит на справедливых условиях».
*Методической основой исследования стал массовый опрос населения РФ по репрезентативной общероссийской районированной квотной выборке. Объем выборочной совокупности – 2000 респондентов, репрезентирующих взрослое (18 лет и старше) население РФ по параметрам пола, социально-профессионального статуса, образования и типа населенного пункта проживания. Исследование проводилось в 22 субъектах РФ и охватило 112 поселений, в том числе 2 мегаполиса, 19 административных центров субъектов РФ, 35 районных центров, 19 городских поселков (пгт) и 37 сел.
Инфографика на сайте НБКИ.