Несмотря на то, что первый год мусорной реформы подходит к концу, и у населения, и у операторов по обращению с твердыми коммунальным отходами остается немало вопросов к справедливой организации процесса. В связи с этим, Министерство природных ресурсов и экологии РФ в октябре текущего года было вынуждено направить в регионы России разъяснения по наиболее острым вопросам обращения с ТКО. Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков разъяснил самые трудные места документа.
Indoor и Out of home.
Эксперт обратил внимание, что главное определение твердым коммунальным отходам (ТКО) в российском законодательстве дается в федеральном законе 1998 года «Об отходах производства и потребления». В нем указывается, что ТКО – это отходы, образующиеся исключительно в пределах жилых помещений и в процессе потребления физическими лицами. К ТКО также относятся любые товары, утратившие свои потребительские свойства, и отходы юридических лиц, похожие по составу на бытовые отходы жителей квартир.
Несмотря на то, что в законодательстве имеются четкие определения, на практике возникают сложности в установлении ответственного за вывоз, скажем, опавшей листвы или спиленных деревьев. Эти отходы образуются не в жилых помещениях, и, исходя из вышеприведенных определений, оператор ТКО к неудовольствию жителей дома имеет полное право не брать этот мусор на борт мусоровоза.
— Современные законы, регулирующие правила обращения с ТКО, довольно многословны, и оттого бывает непросто найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: кто и что должен вывозить при уборке придомовой территории, – поясняет эксперт Александр Костюков. – В истории с вывозом листвы со двора многоквартирного дома не очевидно, что природный мусор относится к ТКО. Однако операторы ТКО обязаны его вывозить, т.к. листья деревьев и другой мусор, который наметают дворники, входят в понятие «уличный смёт». Он учитывается при определении нормативов ТКО, и потому обязателен к вывозу силами операторов ТКО.
А вот вывезти и утилизировать ветки деревьев, по мнению эксперта, обязаны местные органы власти, т.к. именно они выдают порубочные билеты и отвечают за соблюдение ГОСТа №56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации… Услуги содержания придомовой территории». Однако довольно часто органы местного самоуправления предпочитают возлагать ответственность за вывоз любого мусора на операторов ТКО или на управляющие компании. Что и вызывает конфликты.
Кошмар мусорщика.
По словам Александра Костюкова, не менее актуальным сегодня остается вопрос ответственности за вывоз строительного мусора, особенно, когда в многоквартирном доме происходит текущий или капитальный ремонт. Строительные бригады подкидывают производственные отходы к мусорным контейнерам, и они лежат пока оператор ТКО выясняет его происхождение. Казалось бы, зачем выяснять, ведь очевидно, что мусор нужно вывозить, а контейнер освобождать. Но эксперт Александр Костюков говорит, что и тут есть нюансы.
— Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором по обращению с ТКО, – объясняет Александр Костюков. – При этом отходы после капитального ремонта не относятся к ТКО, и региональные операторы за него не отвечают. Возникает вопрос, как на месте оперативно отличить отходы текущего ремонта от капитального? В теории все просто: оператор может обратиться в управляющую организацию и уточнить, что за мусор находится на контейнерной площадке. Но на практике сделать это оперативно удается не всегда, и, уже вывезя мусор, операторы требуют компенсировать им расходы, если выясняется, что мусор был «капитальным».
В понятие «погрузка» входит и «уборка».
Болевой точкой остается и вопрос содержания мусорных площадок. Мусорщики, экономя рабочее время и ГСМ, пытаются отказываться от уборки выпавшего при погрузке мусора, возлагая ответственность за уборку вокруг контейнеров на собственников контейнерных площадок. Однако, по законодательству, ответственность за уборку выпавшего мусора возложена на приехавшую бригаду мусорщиков. При этом понятие «погрузка» включает в себя уборку места погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненного или высыпавшегося мусора. Так что дворники ТСЖ или УК не должны подбирать выпавший при погрузке мусор, делая чужую работу.
Если неряшливое разбрасывание мусора произошло не по вине мусорщиков, то в соответствии «с подпунктом 18 пункта 1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за подметание мусора вокруг контейнеров отвечают органы местного самоуправления, но только в том случае, если контейнерная площадка не является частью общего имущества собственников многоквартирного дома.
Каждая метла по-своему метет.
Если контейнерная площадка (в нормативных документах ее называют «местом накопления ТКО») является частью общего имущества собственников МКД, то, судя по российскому законодательству, обязанность по содержанию мест накопления ТКО – в том числе очистка и обслуживание мусоропроводов, выкатка контейнеров из мусороприемных камер – лежит на собственниках МКД и обслуживающей этот дом управляющей организации. Плата за это входит в состав платы за содержание жилого помещения.
В остальных случаях создание и содержание мест накопления ТКО производится за счет органов МСУ. Под содержанием понимается обслуживание контейнерной площадки (покраска и ремонт), санитарная очистка, подбор разбросанного мусора. Таким образом, содержание контейнерной площадки относится к полномочиям ее собственника (муниципалитета или жителей МКД). К обязанностям оператора ТКО создание и содержание мест накопления ТКО не относится.
Кроме того, организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
— Данное разъяснение особенно актуально для тех муниципальных районов, где фиксируется регулярная порча контейнеров и попытки переложить обязанности муниципалитета на регионального оператора, – пояснил Александр Костюков.
За чей счет бак?
Министерство природных ресурсов и экологии РФ пояснило, что мусорные контейнеры могут приобретаться собственниками земельных участков, органами местного самоуправления, которые организовали площадки для накопления ТКО, и лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями. При этом, уточнили в министерстве, региональный оператор может приобретать контейнеры в пределах 1% от валовой выручки. Эксперт Александр Костюков обратил внимание, что у многих операторов такие расходы не заложены в бюджет из-за низкого сбора платежей населения. А потому основная нагрузка в этом вопросе в начале следующего года может лечь на бюджеты местного самоуправления.
— Кроме того, – говорит Александр Костюков, – Министерство природных ресурсов и экологии РФ поясняет, что ликвидация несанкционированных свалок тоже ложится на плечи местного самоуправления, если свалка находится на «ничейной территории». Но на эту статью расходов в небогатых муниципалитетах обращают внимание в последнюю очередь, прикрываясь поисками виновника.