Обществознание в школах изучается с 6 класса. Этот предмет помогает детям разобраться в себе, в отношениях с друзьями и близкими, нормах поведения, своём месте в мире, и главное — в какой стране мы живём и что можем сделать для процветания нашей Родины. В учебниках по обществознанию для 9 и 11 классов (издательства «Русское слово»), под редакцией В.А. Никонова, которые в этом году завоевали национальную премию «Книга года», большое внимание уделяется экономике. Школьники узнают, что такое экономическая система и экономическая деятельность, как человек может обеспечить себе и другим достойное существование, раскрыть свои таланты и способности, действуя в этой сфере жизни общества. За экономический блок в учебниках по обществознанию отвечала один из авторов и ответственный редактор всей линейки учебников — Марианна Кудина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.
Обществознание в школе — насколько это необходимый предмет?
Марианна Кудина: Сегодня, в эпоху четвёртой промышленной революции, когда весь мир переходит на новую ступень развития, получают распространение новые технологии, растёт спрос на образование, подготовку специалистов в новых областях знаний, это крайне необходимый предмет. Как известно, все науки можно разделить на гуманитарные (общественные) и технические. Сейчас мы наблюдаем востребованность специалистов смежных профессий, обладающих как знаниями как в области высоких технологий, так и знаниями о человеке, об обществе, например, для создания искусственного интеллекта. В то же время, растёт спрос на специалистов творческих профессий, обладающих способностью создавать что-то новое, предлагать интересные идеи. На мой взгляд, управлять этими процессами должны люди, которые разбираются в проблемах и задачах развития общества. Такое понимание может дать только обществознание, причём начиная со школьной скамьи, когда дети впитывают в себя всё, что их окружает. Школьникам важно не просто понять своё место в жизни, но и увидеть, какой вклад они могут внести в развитие своей страны, общества в целом. И делать это они смогут только на основе высоких моральных принципов, пропитанных чувством патриотизма. Обо всём этом наш учебник по обществознанию — что такое современный мир, как он развивается, какое место в нём занимает человек, что он может сделать для развития общества.
Можно ли урок обществознания назвать школой жизни? Ведь начинается он с личности, с добра и зла, а продолжается экономикой, ступенями власти…
Марианна Кудина: Конечно, первые темы уроков по обществознанию — это понятия добра и зла, загадка человека и нравственный выбор... Важные понятия, новые знания помогают понять, что происходит в разных сферах жизни общества. Учебник по обществознанию уникален тем, что авторский коллектив — это профессора, преподаватели разных специальностей. Каждый блок писал специалист в своей области. Но все были объединены одним подходом к воспитанию, образованию, обучению детей. Мы пытались сочетать общий подход, единый дух и методологию и в то же время использовать глубокие знания, которые есть у каждого преподавателя с большим стажем.
Почему вы выбрали экономику профессией?
Марианна Кудина: В 17 лет выбрать экономику в качестве специальности было трудно. Поделюсь небольшим секретом — я окончила с золотой медалью математическую школу. Но решила, что идти на мехмат для девочки — это как-то суховато. Выбирала специальность, связанную с изучением общества и в то же время в освоении которой могли бы пригодиться мои математические способности. Так и получилось, что это экономика. Я поступила на экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Красный диплом и кандидатская диссертация позволили мне начать читать лекции, кстати, первые мои студенты были именно мехматовцы. Работа с умными, талантливыми людьми, общение с профессорами и студентами открыли для меня мир творчества и науки. Оказалось, что преподавание – это мое, то, что приносит радость и вдохновение. И больше из университета я не уходила. Только разрабатывая бизнес-проекты, чтобы проверить свои знания и опробовать их на практике в реальной жизни.
В чём Ваш секрет успеха?
Марианна Кудина: Сейчас часто упоминается такое словосочетание — «непрерывное образование». Так получилось, что я участвовала и руководила проектами по подготовке и переподготовке управленческих кадров, таких, как, например, федеральная программа подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров. Моими слушателями были взрослые люди, профессионалы высокого уровня. Но о концепции непрерывного образования нужно рассказывать уже с детства. У меня два внука, и они часто спрашивают, что нового в университете, над чем я сейчас работаю. Когда я рассказала им о том, что мне поручили руководить творческим коллективом авторов линейки учебников по обществознанию и быть его редактором, они спросили, а будут ли в учебниках эпиграфы. Так у нас появились рубрики «Мысли великих людей» и «О чём говорят современники». А наш научный руководитель — Вячеслав Никонов, посоветовал, чтобы это были высказывания в первую очередь великих российских деятелей. Как вы видите, если ты увлечён новыми интересными идеями, подсказки приходят каждый день со всех сторон. Главное — их увидеть и услышать. А мой секрет успеха — любить жизнь, любить дело, которым ты занимаешься, людей, которые тебя окружают. И не терять интереса ко всему, что ты делаешь. Например, написать учебник по обществознанию для школьников было очень сложной задачей для профессионалов высокого уровня, обладающих глубокими научными знаниями. Мы привыкли писать серьёзные научные труды научным языком, а здесь надо было донести свои знания до 12–16–летних детей и подростков, да так, чтобы это могло их увлечь. Но когда мы начали этим заниматься, поняли, что это интересно. Когда становится интересно, находятся единомышленники, собирается команда, появляется вдохновение, получается действительно что-то хорошее.
Какое ваше любимое высказывание?
Марианна Кудина: «Делай, что должно, и будь, что будет» и, конечно, «Верь в себя». Это, возможно, звучит не совсем вдохновляюще. Но мне помогает в трудной ситуации. И если делать с удовольствием, с радостью, с ощущением, что это кому-то нужно, тогда всё обязательно получится. Забываешь про какие-то препятствия. Просто делаешь то, что ты должен, что ты можешь, что считаешь важным. И все преграды преодолеваются, и находятся единомышленники. А это очень важно, чтобы люди поверили в идею, поверили в тебя и пошли за тобой, чтобы всей командой сделать что-то стоящее.