Аналитики «Метриум» подсчитали, что за третий квартал 2019 года половина всех проданных новостроек Москвы пришлась на долю шести крупнейших девелоперов, хотя в столице работают почти 140 компаний. Всего за июнь-сентябрь московские застройщики заработали 155 млрд рублей, хотя третий квартал выдался по этому показателю худшим с начала года.
В III квартале 2019 года московские девелоперы реализовали 757 тыс. квадратных метров недвижимости в проектах новостроек (квартиры, машино-места, коммерческие помещения). Наибольшую долю из них удалось продать группе компаний «Пик», которая возглавила рейтинг девелоперов старой Москвы по объему продаж. За третий квартал этот застройщик реализовал 166 тыс. кв.м, что составило 22% всех проданных в Москве площадей. Группа «Пик» заработала таким образом почти 27 млрд рублей, что в два раза больше, чем у ближайшего преследователя, занявшего второе место в рейтинге. Самым успешным проектом компании в «старой» Москве стал жилой комплекс «Люблинский парк», занявший вторую позицию в топе самых продаваемых новостроек массового сегмента в Москве по версии «Метриум».
На второе место вышла компания «Донстрой», которая продала в III квартале помещения общей площадью 49 тыс. кв.м, что составило 6% реализованных в Москве новостроек. Суммарная выручка «Донстроя» за три месяца достигла 12,6 млрд рублей, а наиболее успешным по продажам стал проект комфорт-класса Fresh, хотя в московские рейтинги по количеству реализованных квартир он не попал. Единственным таким объектом застройщика стал ЖК «Символ», занявший 14-ю строчку рейтинга самых популярных ЖК бизнес-класса. Впрочем, лидерство «Донстроя» не такое бесспорное как у ПИК. Хотя по реализованной площади и полученной выручке компания превосходит занявшего третью строчку девелопера MR Group, но по количеству заключенных с клиентами ДДУ обладатель «бронзы» оказался успешнее (у MR Group – 1000 ДДУ против 900 у «Донстроя»).
Занявшая третье место компания MR Group в третьем квартале продала 47 тыс. «квадратов», аккумулировав таким образом 6% спроса на столичные новостройки. Объем выручки при этом составил 9,6 млрд рублей. В число самых продаваемых проектов бизнес-класса вошли ЖК «Метрополия» и «Царская площадь».
Аналитики «Метриум» отмечают, что не всегда большие объемы продаж дают высокую выручку. К примеру, компания «Авеста-Строй» (8-я строчка рейтинга) реализовала больше «квадратов», чем следующие за ней ГК «Пионер» (9-я) и Центр-Инвест (10-я), но выручила меньше средств, так как реализует самый доступный по цене проект в Москве «Некрасовка». Между тем ГК «Пионер» и «Центр-Инвест», имеющие в своих портфелях высокобюджетные проекты, продали немного меньше квадратов, но заработали заметно больше.
Всего с начала года московские девелоперы реализовали 2,39 млн квадратных метров недвижимости на общую сумму 479 млрд рублей. Третий квартал оказался наименее продуктивным в этом году. По сравнению со вторым кварталом общая площадь проданного жилья снизилась на 8%, а выручка – на 7%. Причем только у двух участников рейтинга (ГК «ПИК» и «РГ-девелопмент») выросли продажи по площади в III квартале, тогда как у всех остальных они снизились.
«Снижение продаж в третьем квартале стало следствием переходного периода в долевом строительстве, а также замедления спроса, – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Впрочем, в четвертом квартале падение активности клиентов могут затормозить снижающиеся ставки по ипотеке. Сейчас стоимость кредита в Москве опустилась до 9-9,5% годовых, что может простимулировать покупателей, которые откладывали покупку жилья на фоне дорожающей ипотеки в прошлом году».