Впервые научно-образовательный проект по лечению, диагностике и профилактике острого венозного тромбоза «Школа тромбоза» прошел в Казани 12-13 октября. Также впервые выездная Школа была совмещена с мастер-классом по реконструкции глубоких вен. Живая трансляция из операционной Межрегионального клинико-диагностического центра в аудиторию ГТРК «Корстон» сопровождалась разъяснением тонкостей процесса Романом Бредихиным, заведующим отделением сосудистой хирургии МКДЦ.
Сосудистыми хирургами центра были отобраны семь пациентов, страдающих различными формами венозных патологий. Наиболее тяжелого из этих пациентов – 52-летнего жителя Арского района, который страдает посттромбофлебитической болезнью, вызвался оперировать сосудистый хирург с мировым именем из Великобритании Пракаш Саха. Операция длилась около пяти часов и благополучно завершилась. Вместе с лондонским экспертом к здоровой жизни жителя Татарстана возвращал заведующий отделением РХМДЛ МКДЦ Михаил Володюхин и заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии Дорожной клинической больницы «ОАО «РЖД» Санкт–Петербурга Игорь Сонькин.
Пракаш Саха после операции отметил, что МКДЦ, его операционные, оснащение, оборудование превзошли ожидания: «Мне интересна работа, которая проводится в России и Казани. Она своего рода уникальна. Интересны открытые операции, которые у нас практические не делаются. На западе врачи углубились в эндоваскулярные вмешательства, которые зависят от техники и доступности ресурсов, оборудования. Открытые операции, которые так популярны в вашей стране, отошли на второй план, но я считаю, что мне есть чему у вас учиться».
Экспертами Школы также стали лучшие сосудистые хирурги Москвы и Санкт-Петербурга, а также профессор из Турции Мустафа Ширлак. Актуальность Школы тромбоза не вызывает сомнений. Как отметил Роман Бредихин, посттромбофлебитическая болезнь (ПТБ) раньше считалась неизлечимой. Практически все люди, перенёсшие тромбоз глубоких вен, страдают ПТБ и становятся инвалидами. У больного постоянно болят и отекают ноги, образуются трофические язвы. Качество жизни человека значительно ухудшается.
Роман Бредихин: «Тромбоз глубоких вен – четвертая причина в списке смертности после инфаркта, инсульта и онкозаболеваний. Для лечения таких патологий раньше выполнялись открытые операции по замене вен. Опыт сосудистых хирургов МКДЦ самый большой в России и мире по этому показателю. И первыми в нашей стране мы начали делать стентирование вен, когда внутрь сосуда вводится баллон, он расширяется и восстанавливает просвет сосуда. На западе для максимально эффективного выполнения стентирования применяется внутрисосудистое ультразвуковое исследование. В нашей стране этого оборудования пока нет, но мы придумали свой способ лечения».
Кирилл Лобастов, доцент кафедры общей хирургии и лучевой диагностики лечебного факультета РНИМУ имени Н.И.Пирогова» МЗ РФ (Москва): «Главной задачей Школы тромбоза является обучение врачей современным рекомендациям, тенденциям и правилам лечения острого венозного тромбоза и расширение знаний о современных методах диагностики и лечения. И в первую очередь проект посвящен хирургическим методам лечения венозных патологий, которые сегодня в России почти не распространены. Единичные клиники занимаются таким пациентами даже в Москве и Санкт–Петербурге. Необходимо расширять количество таких центров, чтобы пациенты могли получать помощь».
Игорь Сонькин, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии НУЗ «Дорожная клиническая больница «ОАО «РЖД» (Санкт-Петербург): «Мы хотим делиться опытом, который сегодня на уровне мировых стандартов. Нужно донести до врачей на местах, что венозные проблемы давно уже лечатся. Современная методика – тромболизис, растворение тромбов. В США в год делают 300 тысяч тромболизисов, а в России – 20. Нужно усилить врачей в регионах знаниями. Для этого мы и проводим Школу».