Правила, которые должны были вступить в силу 1 октября, связаны с новыми требованиями ГПК и судебной реформой, начинающейся в России. Они предполагают, что для того, чтобы в судебном разбирательстве не произошло путаницы, ответчик, как физическое лицо, должен быть идентифицирован одним из шести идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя).
Хотя бы один из таких идентификаторов должен был с 1 октября указываться истцом-юридическим лицом во всех видах заявлений, подаваемых в суд. И если бы такие требования обновленного ГПК вступили в силу, то они сделали бы невозможной претензионно-исковую работу в сфере ЖКХ. Она была бы просто парализована из-за невозможности жилищных и коммунальных предприятий обратиться в суд для взыскания долгов с граждан.
По этой причине действующий порядок обращения в суд обещали продлить на полгода — до 1 апреля 2020 года. По мнению эксперта Александра Костюкова, перенос срока действия «закона о судебных идентификаторах» — правильное решение. Иначе предприятия ЖКХ столкнулись бы с большими проблемами, т.к. они могли лишиться возможности взыскивать долги с потребителей за оказанные услуги.
— Введение судебных идентификаторов чуть было не поставило отечественную отрасль ЖКХ в крайне затруднительное положение, — говорит Александр Костюков. — Ситуация в отрасли и без того сложная, так как несколько месяцев назад предприятиям ЖКХ запретили передавать долги неплательщиков коллекторам, и вся работа по взысканию долгов легла на плечи самих предприятий. Ресурсоснабжающие и домоуправляющие компании все еще ищут варианты перехода на новую модель работы с должниками, и взыскание долгов происходит довольно медленными темпами.
Как рассказал эксперт, компании ЖКХ, до этого активно пользующиеся услугами коллекторов, оказались не готовы оперативно охватить всю досудебную работу с должниками. По этой причине уже к концу года будет заметно, что долги граждан накапливаются более быстрыми темпами. Со временем это может привести к тому, что рынок будут вынуждены покинуть добросовестные компании.
Взыскание долгов в сфере ЖКХ с 1 октября могло и вовсе остановиться, ведь «закон о судебных идентификаторах» не учел специфику жилищно-коммунальной сферы, — говорит Александр Костюков. — У многих предприятий ЖКХ нет официального источника получения персональных данных собственников жилья. Пойти в суд предприятиям ЖКХ после 1 октября оказалось бы просто не с чем.
Эксперт пояснил, что многие предприятия жилищно-коммунальной отрасли не имеют доступа к персональным данным жителей МКД, так как многие договоры в этой сфере заключаются конклюдивно. Например, договор об оказании коммунальных услуг между потребителем и ресурсоснабжающей организацией или между УК и регоператором по обращению с ТКО. Обязанность по уплате взносов за капремонт также возникает в силу закона, а не договора. Даже реестр собственников помещений в МКД не содержит ни одного из идентификаторов, которые требовалось иметь с 1 октября.
Описывая крупные пласты законодательства, которые необходимо привести в соответствие к 1 апреля следующего года, Александр Костюков опасается, что шести месяцев, выделенных для этого, будет не достаточно:
— Я бы не хотел, чтобы 1 апреля 2020 года стал днем смеха сквозь слезы, но объем работы реально велик. Нужно отрегулировать десятки законов и подзаконных актов.
Эксперт А. Костюков считает, что проблема, возникшая в отрасли, должна быть решена как можно скорее. Одним из вариантов ее разрешения он называет поиск официального источника получения предприятиями ЖКХ требуемых идентификаторов. Если этого не сделать, то в спорах о реформировании судебной системы может потеряться главный постулат о том, что у всех должны быть равные права при обращении в суд.
Пока же у Госдумы и Правительства остается не так много времени на принятие взвешенных решений, которые могли бы сбалансировать интересы сторон и не нарушили бы ничьих прав.