Объем кредитного портфеля автокредитов по итогам августа 2019 года составил почти 770 млрд руб., увеличившись с начала года на 84 млрд руб. или на 12%.
За этот период было выдано более полумиллиона кредитов на приобретение автомобилей на общую сумму почти 390 млрд руб. Аналогичный период прошлого года был более скромным в части выдачи автокредитов: 390 тыс. автокредитов на сумму 263 млрд. руб. Рост выдач год к году составил 33% по количеству кредитов и 48% по сумме кредитов. Разность в темпе роста по количеству и сумме объясняется существенным ростом средней суммы кредита.
Наиболее интересным на данном графике является прекращение роста средней суммы в 2019 году, тогда как она росла весь прошлый год.
Принципиально новой тенденцией по итогам августа можно считать первое в этом году сокращение объема выдачи автокредитов: было выдано 68 тыс. кредитов на сумму ~52 млрд руб., тогда как в предыдущем месяце – 75 тыс. кредитов на ~56 млрд руб.
Подобное снижение выдач на 8% не объясняется какой-либо сезонностью, как это обычно бывает в январе и мае, когда спрос на кредиты резко снижается, - в прошлом августе подобного падения не отмечалось. Очевидно, падение выдачи автокредитов является следствием снижения спроса на автомобили со стороны населения и может быть поддержано только в условиях каких-либо промоакций со стороны дилеров, в том числе в предновогодний период. Подобный тренд является зеркалом того, что происходит с потребительским спросом.
При этом наш рынок остаётся далеко не самым «автомобилизированным». Так, согласно статистики Европейской статистической комиссии среднее число автомобилей в Европе на 1000 жителей составляет 460 ед., тогда как в России – всего 309 ед. По этому показателю наша страна находится между Черногорией и Белоруссией. Для самого «автомобилизированного» региона России, Камчатского края», этот показатель равен 472 автомобиля на 1000 жителей. В данном регионе с начала 2018 года по август 2019 было выдано менее 0,5% от общего числа автокредитов на общую сумму всего 18,5 млрд руб., чего явно недостаточно для того, чтобы приблизиться к уровню Германии с показателем 562 автомобиля на 1000 жителей.