Эксперты высоко оценили роль управляющих советов в системе московского образования.
За последнее десятилетие управляющие советы прошли большой путь становления и развития, и в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни многих образовательных организаций. К такому выводу пришли эксперты, принявшие участие в панельной дискуссии «Управляющие советы Москвы: стратегии развития» в рамках III Московского международного форума «Город образования». В настоящее время, согласно статистике Общественного совета при Департаменте образования города Москвы, в столице насчитывается более 600 управляющих советов, и их число постоянно увеличивается. Столичный опыт в вопросе создания управляющих советов востребован в регионах, которые активно развивают в своих образовательных организациях практики государственно-общественного взаимодействия. По словам президента Группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова, выступившего в качестве одного из спикеров на дискуссионной панели, национальный образовательный интегратор в процессе ежедневного взаимодействия с российскими школами видит тренд на возрастание востребованности управляющих советов. «Компания «Просвещение» со своей стороны будет делать все возможное для того, чтобы способствовать усилению их роли в жизни школ и общества в целом», - заявил Кожевников.
«Основная задача управляющих советов, важность которой невозможно переоценить – создание консенсуса, - отметил президент ГК «Просвещение. – Они решают многие управленческие вопросы, а также задачу создания общественного блага». Тот консенсус, который образуется в результате взаимодействия общественной части управляющего совета и администрации образовательной организации, по словам Михаила Кожевникова, дает возможность творчески относится ко всему, что сегодня происходит в современной школе, а также вести честный разговор с детьми об их будущем и о роли образования в их жизни». Для детей сегодня очень важно, считает эксперт, смотреть на мир широко и общаться с успешными взрослыми людьми. Кроме того, отметил президент ГК «Просвещение», управляющий совет существенно расширяет возможности администрации школы для решения каких-то текущих задач и для понимания стратегии развития образовательной организации. «Возможности управляющего совета - это фактически расширенные возможности администрации школы», - резюмировал Кожевников. Уже накопленный опыт взаимодействия он назвал «позитивным союзом», который приносит много пользы всем вовлеченным в жизнь современных образовательных организаций сторонам.
Со своей стороны, участники дискуссии из числа директоров школ и руководителей управляющих советов, также подчеркнули большую роль управляющих советов в выстраивании диалога между региональными властями, администрациями, родителями и детьми. «Школа – это сообщество совершенно разных людей и, по сути, модель мегаполиса, - рассказала председатель управляющего совета ГБОУ Школа № 1582 Маргарита Русецкая. – Поэтому совет как форма государственно-общественного управления школой является лучшим помощником любого директора в плане выработки действительно консолидированного мнения». Как считает директор ГБОУ Школа № 1409, депутат Московской городской думы Ирина Ильичева, наиболее актуальным вопросом для управляющих советов сегодня является необходимость привлечь к работе всех родителей и использовать этот потенциал для еще лучшего образования и социализации детей. «Сегодня система работы с управляющими советами однозначно выстроена, - сообщила директор школы. – И она дает новый импульс для развития московского образования». В частности, Ильичева напомнила, что еще пять лет назад большинство московских школьников учились шесть дней в неделю. С предложением перейти на пятидневку выступили именно управляющие советы одного из районов. А в результате, как он отметила, появились такие новые образовательные программы как «университетские субботы», «субботы московского школьника» и многие другие. Председатель управляющего совета образовательного центра «Протон» Ольга Галузина отметила, что главным качеством членов управляющего совета и его председателя является ответственность, формирующая доверие. «Только совместными усилиями можно добиться того, чтобы наши дети были еще более здоровыми, образованными и успешными в жизни, - считает Галузина. – Школы сейчас очень большие, в среднем по пять тысяч человек. И очень важно то, что неравнодушие взрослых по отношению к совершенно разным вопросам жизни организаций формирует и у детей активную социальную позицию».
О том, на что сегодня способны управляющие советы рассказал председатель управляющего совета ГБОУ Школа № 814, директор национального Дельфийского совета России Артемий Понявин. Эта школа занимает 17 корпусов и, по сути, является системообразующим образовательным комплексом района Матвеевское. Он отметил, что управляющий совет взаимодействует с огромным количеством людей, начиная от районной администрации, пожарных и медицинских организаций и заканчивая каждым родителем и учащимся. Эта работа выливается во множество интересных проектов и акций, направленных на развитие детей по совершенно разным направлениям. Огромное внимание уделяется вопросам безопасности и обучению детей и педагогов оказанию первой медицинской помощи. «Мы приняли стратегию развития школы и согласовали ее со всеми заинтересованными сторонами – рассказал Понявин. – Это не обязательный документ, но он крайне важен. Управляющий совет в ближайшие годы тоже будет ориентировать свою деятельность на него».
«Сегодня опыт Москвы в вопросе организации управляющих советов востребован регионами», - сообщил заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования города Москвы Андрей Алферов. По его словам, в настоящее время Министерство Просвещения РФ проводит мониторинг всех школ России на предмет наличия управляющих советов. «К концу октября ведомство представит 500 лучших практик, в число которых войдет и лучший опыт столичных школ». Уже сейчас понятно, как отметил Алферов, что Москва в плане развития управляющих советов стоит на первом месте. А в целом, считает чиновник, в системе образования Москвы управляющие советы уже давно являются эффективным «организационным механизмом конструктивного партнерства и согласования целей государства и общества в системе общего образования». Тиражировать этот опыт, резюмировали эксперты, возможно и необходимо. Так, по мнению президента группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова, огромное значение на этом пути имеет «сетевое взаимодействие», организовать которое как раз под силу национальному образовательному интегратору.