В Фонде развития гражданского общества (ФоРГО) состоялся круглый стол «Итоги единого дня голосования-2019», на котором эксперты обсудили главные итоги голосования, наметили траекторию развития избирательной системы, сделали прогнозы будущих электоральных сезонов. О дискуссии рассказывает руководитель Ставропольского филиала Фонда развития гражданского общества Геннадий Косов.
Фонд развития гражданского общества признал, что не все прогнозы, сделанные экспертами ранее, подтвердились. Так, ожидаемые вторые туры на выборах губернаторов так и остались ожиданиями. И в субъектах, где главы избирались впервые, и где переизбирались действующие губернаторы, все решилось в первом туре. Кроме этого, предсказывали череду поражений «Единой России». Но, как показывают результаты избирательных кампаний, этого также не случилось. «Единая Россия» везде получает большинство. Исключение – Хабаровский край.
Эксперты Фонда в качестве наиболее интересных сюжетов отмечают кейс Иркутской области и Хабаровского края. Так, несмотря на сосредоточенный в руках губернатора Иркутской области – члена КПРФ – административный ресурс, мэрами десяти районов и городов Приангарья стали представители «Единой России». Кроме этого, «Единая Россия» смогла сформировать самые многочисленные депутатские фракции в восемнадцати из двадцати представительных органов власти муниципальных образований региона. Единороссы отказались от сделки с КПРФ и выиграли.
А в Хабаровском крае, по мнению председателя правления ФоРГО Константина Костина, губернатор – член ЛДПР – Сергей Фургал, укрепил свои позиции. По мнению Костина, «тактика разменов для ЕР крайне опасна и непродуктивна. Бороться надо за все одномандатные округа, а о коалициях нужно договариваться после получения результатов на выборах. То, что случилось в Хабаровске, это результат разменов, которые были допущены раньше».
В Ставропольском крае за действующего главу края Владимира Владимирова проголосовали 79,65 процентов избирателей. Явка на выборах составила 66,89 процентов. Для сравнения, на предыдущих губернаторских выборах она была на уровне 47 процентов.
Говоря о роли партий в современной российской избирательной системе, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров отметил: «В Москве тестировалось голосование без правящей партии. Результат показал, что велика роль партийных брендов. Выбирая конкретную партию, люди сигнализируют не только о своих идеологических пристрастиях, но и о своих проблемах и эмоциях. Отсутствие партий дезориентирует людей, делает их выбор во многом случайным».
По мнению главы ФоРГО Константина Костина, отказ от партийных списков нанесет большой удар по формирующейся в России политической системе. «Если увеличить число одномандатников за счет снижения партийных списков, то управляемость будет снижаться, так как зависимость одномандатников от региональных элит всегда выше. Нашей партийной системе, – считает Костин, – необходимо приобрести устойчивость. Одномандатные выборы приводят к двухпартийной системе. Это приведет к тому, что в России останутся две партии – ЕР и КПРФ. Хороший ли это вариант? Я не уверен».
Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов по этому поводу высказался так: «Чем больше одномандатников, тем власти легче влиять на депутатский корпус. Одномандатник более одинок в парламенте и более зависим, будет более сговорчив».
Рассуждая об итогах выборов 8 сентября, Валерий Федоров подчеркнул, что «важно [понимать], не кто победил, а что хотели сказать люди своим голосованием (или неголосованием)».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов на примере выборов в Калмыкии отметил, что в ряде территорий «велик запрос на героя. Герой нужен тогда, когда нужно что-то изменить». Этот тезис прозвучал в контексте рассуждений экспертов о запросе на перемены или потребности в стабильности. Валерий Федоров, в свою очередь, считает, что «главный актуальный общественный запрос – запрос на перемены. Стабильность вторична, так как после пяти лет снижения доходов населения и в свете ничтожных перспектив роста в ближайшие годы она воспринимается преимущественно как «негативная стабильность».
Валерий Федоров считает, что в настоящее время «новые острые проблемы, оказавшиеся в центре повестки дня (экологическая тема и др.) пока не трансформировались в запрос на новые партийные бренды». По его мнению, «более вероятна апроприация этих и других тем существующими брендами».
Говоря о кризисе участия, наблюдаемом в ряде регионов, глава ФоРГО Константин Костин предложил поэкспериментировать со способами повышения явки. Это может быть и голосование в два дня, и голосование в будний, а не выходной день, голосование по почте (дистанционное голосование). По его мнению, «новые принципы можно опробовать уже на ближайших региональных выборах, чтобы успеть внести изменения к выборам в Государственную Думу».
Анализируя предвыборную кампанию в Москве, Константин Костин предложил «ввести наказание за подделку подписей для регистрации кандидатов на выборы, причем наказываться должны не сами кандидаты, а мошенники, рисующие фальшивые подписи». Он считает, что поскольку в российском уголовном законодательстве есть очень серьёзное наказание для сотрудников избирательных комиссий в случае нарушений, закономерным было бы ввести ответственность для тех, кто изготавливает фальшивые подписи. Это мошенничество.
Основная, на наш взгляд, мысль, связанная с итогами единого дня голосования, прозвучала в вводном слове Константина Костина, а мы ей закончим наш обзор «круглого стола»: «Итог выборов определяется в межвыборный период».