Перспективы развития креативной индустрии в столице и трудности, с которыми сталкиваются ее представители, обсудили на круглом столе эксперты ОНФ, работники креативной индустрии города, члены Общественной палаты Москвы, представители Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, депутаты Московской городской думы и представители Контрольно-счетной палаты. Итогом дискуссии стал ряд инициатив: создать рабочую группу по вопросу креативной индустрии при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы, провести анализ существующих практик креативной индустрии в России и мире и по итогам разработать дорожную карту по поддержке и развитию этой отрасли, выйти с инициативой в Мосгордуму о нормативном закреплении понятия «креативная индустрия» и разработке системы мер по поддержке как креативных индустрий, так и креативных технопарков.
«Креативная индустрия – одна из динамично развивающихся отраслей несырьевого сектора мировой экономики. В ее основе интеллектуальная деятельность, а если быть точнее – синергия творчества и предпринимательства, – подчеркнула на заседании круглого стола ректор РГСУ, эксперт регионального штаба ОНФ Наталья Починок. – И в Москве сейчас идет активный рост как предприятий, работающих в этой сфере, так и мер поддержки этого вида бизнеса со стороны столичных властей. Вот всего три показателя: сегодня в Москве работают более 153 тысяч подобных компаний, штат их сотрудников составляет 500 тысяч человек, или 14% от всех занятых в креативной индустрии страны. Мощная сила, которая способна вносить огромный вклад в развитие социально-культурной сферы и экономики города в целом».
«Московский экспортный центр уделяет большое внимание поддержке креативных индустрий, – отметил Кирилл Ильичев, генеральный директор Московского экспортного центра, подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. – В этом году МЭЦ начал использовать еще один инструмент поддержки экспортеров – бизнес-миссии. В июне этого года в Анси (Франция) прошло одно из крупнейших мероприятий мирового кинобизнеса – Международный кинорынок Mifa. В рамках него МЭЦ успешно осуществил свою первую бизнес-миссию. Было проведено более 50 встреч 13 столичных анимационных студий с инвесторами, продюсерами и дистрибьюторами, представителями детских каналов и журналов из 16 стран, заключены перспективные соглашения о сотрудничестве. А с 6 по 8 сентября в рамках кинорынка «Industry Office», который является ядром деловой программы международного кинофестиваля Tiff в Торонто, пройдет следующая бизнес-миссия 13 столичных анимационных студий, кинокомпаний, дистрибьюторов аудиовизуальной продукции и телевидения. Также мы активно поддерживаем fashion-индустрию. Вот уже второй года подряд столичные компании участвуют в крупнейшей модной выставке Восточной Европы «Collection Premiere Moscow», а c 23 сентября по 1 октября, в период проведения Недели моды в Париже, впервые будет реализован проект «Mode:Moscow», в рамках которого более 20 талантливых московских дизайнеров в формате шоурума представят коллекции сезона весна-лето 2020 международной прессе, инфлюэнсерам и байерам».
Темпы роста креативной индустрии достигают 2 % в г., однако несмотря на присутствия этой отрасли в экономике Москвы, и в целом в России четкое определение «креативная индустрия» ни в федеральном, ни в региональных законодательствах не прописано. По словам участников круглого стола, отсутствует и единая терминология, поскольку используют как словосочетание «креативная индустрия», так и «творческая индустрия». Нет и специализированных нормативно-правовых актов в этой сфере, что в целом тормозит развитие креативной индустрии и в столице, и в России в целом. Поэтому одно из предложений, с которым эксперты ОНФ будут выходить в правительство Москвы – нормативно закрепить понятие креативной индустрии в региональном законодательстве.
«Считаю, что новому составу Московской городской Думы следует разработать и принять закон, который будет регулировать креативную индустрию Москвы, – установит единые стандарты и правила, а главное, конкретные меры поддержки креативной деятельности, – заявила Наталья Починок. – Это позволит также подключить представителей этой сферы с их идеями и разработками к реализации общегородских проектов, таких как «Московское долголетие» или Детские технопарки!»
10 июля 2019 г. в правительстве Москвы вышло постановление №868-ПП «О реализации пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных технопарков», однако у экспертов ОНФ оно вызвало ряд замечаний, которые и были озвучены на круглом столе. Так, по их мнению, документ носит временный характер, не предусматривает мер поддержки уже существующих технопарков.
«Для креативных технопарков необходимо предусмотреть особый вид разрешённого использования земельных участков, либо льготный порядок начисления арендной платы за них, ввести «амнистию» (мораторий на привлечение собственников таких объектов к административной ответственности) на определенный период для приведения документации в соответствие с фактическим использованием объектов, а также установить упрощенную процедуру согласования временных элементов благоустройства территорий в период проведения выставок и мероприятий» – отметила эксперт московского ОНФ, Член Общественной палаты Москвы, глава Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.
Проведенный экспертами ОНФ опрос среди представителей, работающих в Москве в сфере креативной индустрии, выявил несколько причин, носящих региональный характер, тормозящих эффективное развитие этой отрасли. Это низкий уровень информированности о тех мерах государственной поддержки, которая есть у этого сектора экономики, проблемы сбыта продукции, отсутствие удобных и доступных по стоимости аренды помещений, недостаток средств на развитие, слабые механизмы защиты, архаичные меры взаимодействия с представителями этой индустрии. И как считают эксперты Народного фронта, есть возможность решить эти вопросы как раз на уровне региональной власти, как это уже начали делать в Санкт-Петербурге. Так на круглом столе была прямая связь с городом на Неве, во время которой представители Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга делились своими наработками с москвичами. В частности, они стали поддерживать развитие этого бизнеса с создания комфортной среды и инфраструктуры. И для реализации этой задачи был принят региональный закон в части имущественной поддержки, по которому компании, работающие в креативной индустрии могут получать в аренду помещения на небольшой срок, находящиеся в городской собственности по льготной цене. Кроме этого местные власти решили не идти по пути нормативного закрепления понятия «креативная индустрия», а перечислили виды деятельности, которые относятся к этой индустрии. А также ряд других законов, которые поддерживают развитие этой сферы экономики.