29 августа на заседании Правительства руководитель ФАС Игорь Артемьев в соответствии с законом «О защите конкуренции в Российской Федерации» представил 13-й ежегодный доклад Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в стране, сообщается на сайте Кабмина.
В частности, глава ФАС сообщил, что "на 14% снизилось нарушение самими органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне закона о конкуренции и сопутствующих ему законов – закона о госзакупках и других. В целом за последние три-четыре года это снижение составило более 40%. Напомню, что Президент утвердил нам показатель снизить в полтора раза к 2020 году. Мы близки к этой цифре. Мы близки и к цифре, которая говорит о том, сколько в госзакупках должны получать малые предприниматели по 44-му закону. Целевой показатель был определён Президентом в 31%, сейчас уже 29,7. А вот по 223-му закону, где целевой показатель 18%, всего 12% – сегодня наши компании не очень охотно работают с малым бизнесом, можем сделать такой вывод.
У нас не очень благополучно обстоят дела с законодательными актами, которые принимаются в рамках национального плана. Дмитрий Анатольевич, я ещё раз хочу сказать Вам огромное спасибо и Президенту России за то, что закон об ограничении использования такой организационной формы, как унитарные предприятия, безусловно, будет принят в эту сессию парламента, но для этого потребовались титанические усилия.
Все остальные законы (их семь), ключевые законы – пятый цифровой антимонопольный пакет, закон об основах регулирования тарифов, реформирования и правового регулирования естественных монополий – не приняты. Они все мучительно согласованы в Правительстве, одобрены вице-премьерами, но на всех них имеются отрицательные заключения ГПУ.
Мы продолжаем работать с Государственно-правовым управлением Администрации Президента, стараемся, но очень медленно движемся в силу разногласий, которые у нас возникли.
Далее. Утверждены правила недискриминационного доступа, а это основополагающий документ, регулирующий не просто экономику в нашей сфере, а её эффективность. Правила недискриминационного доступа на товарный рынок почтовой связи и теплоснабжения – это очень важно. Внесены нами пока в Правительство уточнённые акты аналогичного содержания по газу, газохранилищам. Они пока не приняты. 20 лет уже как они не приняты, и 20 лет на этом рынке продолжается то, что продолжается.
Тарифное регулирование. Мы впервые переработали вместе с нашими коллегами из отраслевых ведомств все нормативные акты и нормативную базу. Мы перешли к долгосрочным тарифам на формульное ценообразование. Мы уже утверждаем семи- и десятилетние тарифы, что резко повышает инвестиционную привлекательность компаний, таких как «РЖД». Второе – все средства, полученные в результате сокращения издержек, остаются в распоряжении компаний. Вместе с тем сама система тарифного регулирования, особенно после принятия закона об основах тарифного регулирования с переводом на эталонную, в ближайшие два года должна быть кардинально реформирована и стать современной, как в некоторых странах мира.
Иду дальше по линии уже конкурентных процедур и торгов. Я хочу привести пример не из закона о госзакупках, а то, что реализовало на практике Министерство связи.
По результатам первого и второго этапа электронных торгов по подключению социально значимых объектов к сети Интернет было сделано не просто всё по закону, а правильно. В результате уже на первых торгах экономия составила 53%, или 3 миллиарда рублей, а в целом по всей системе по всей стране она может составить до 90 млрд рублей. Вот ресурсы бюджета, и это притом что нарушения на торгах составляют в общей сложности… Примерно в одной трети торгов и более нарушается законодательство о госзакупках и конкуренции, экономия составляет 0,5%.
Биржевая торговля – инструмент развития конкуренции. Биржевую торговлю мы очень активно развивали, не только по газу и нефтепродуктам, но и по целому ряду других материалов: по лесу, по минеральным удобрениям, по сельхозпродукции, также по вагонам, углю, лому чёрных металлов и так далее.
Хочу объяснить, что здесь дело не только в справедливых ценах и появлении индикатора. Главное не в этом. Главное в демонополизации отрасли. Если раньше какое-то предприятие, которое хотело поставить инновационное оборудование, но нуждалось в поставках газа на длинный период, должно было идти на поклон к служащему «Газпрома» и выпрашивать пятилетний контракт, то теперь оно (может, конечно, оно его и выпрашивает, но у него есть второе окно) может всегда, каждый день (там идут ежедневные торги), купить его на бирже без всяких проблем, и он ему будет поставлен в обязательном порядке.
Это и есть демонополизация в газовой отрасли, снижение доминирующего положения на рынке поставки нефтепродуктов. Это огромная работа, проведённая всем Правительством, прежде всего Минэнерго, Министерством экономики и нами, для того чтобы достичь этих целей. Эти цели достигнуты.
После принятия четвёртого антимонопольного пакета нам следовало ещё больше следить за глобальными сделками, которые проходят в мире, которые ограничивают конкуренцию в России. Координируя эту работу вместе с такими странами БРИКС, как Китай, Индия, Бразилия и ЮАР, и выдвигая согласованные позиции, например, в таких сделках, как «Байер» и «Монсанто», мы добились для восстановления конкуренции компенсаций на сумму до 500 млн американских долларов безвозмездно, для того чтобы они передали нам соответствующие семена, уникальные генетические линии.
Можно сказать, что это на самом деле приведёт к тому, что мы спасли пять лет нашего времени. Так нужно делать и по другим сделкам. Мы это делаем под руководством вице-премьеров.
О международном сотрудничестве. Даже с трибуны ООН нам предстоит выступать по борьбе с международными картелями. Внесён в повестку ООН вопрос о так называемом Приложении F, которое говорит о плохих практиках транснациональных корпораций. Мы знаем, из каких стран они происходят, эти транснациональные корпорации, которые осуществляют дискриминацию целых стран и народов, в том числе и нашей страны. И ООН должна это признать, приняв соответствующее положение. Мы это делали вместе с МИДом.
Малое предпринимательство. Здесь плохо. С одной стороны, мы можем сказать, что госзакупки сегодня, те, которые попадают в руки малого бизнеса по 223 и 44-му законам, составили уже 2,7 трлн рублей, и это огромный успех (напомню, что шесть, семь, восемь лет назад это было 200 млрд и даже меньше), но вместе с тем они сокращаются. Сокращается малый бизнес на 4–5% ежегодно. Значит, причина не в госзакупках, причина в другом, и надо искать эти причины.
Картели. Самые картелизованные рынки – это стройка, фармакология прежде всего. Мы об этом много раз говорили.
И теперь о задачах и проблемах очень коротко.
Во-первых, надо просто национальный план и законы принять, о которых мы говорили, в том числе по тарифам. По картелизации экономики принят специальный план и поправки в закон.
Низкие темпы приватизации следует отметить, нарушения на торгах носят массовый характер, в том числе при реализации национальных проектов. Отсутствие правил недискриминационного доступа к газу, устаревшие правила недискриминационного доступа в «РЖД»; медленное развёртывание современных электронных систем контроля сопоставления цен (фармацевтика, строительство, государственный заказ); огосударствление финансового сектора, в том числе и по объективным причинам; неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим структурам, то есть это, что называется, и без торгов, и «под столом»; отсутствие единых процедур по продаже имущества.
Мы очень много говорили о госзакупках, но о продажах имущества сегодня вы вообще не услышите нигде. И ещё раз хочу повторить, уже, наверное, в восьмой раз я хочу об этом сказать, в восьмом докладе: мы не увидим нигде публичных объявлений о продаже конфиската, вещественных доказательств, которые использует следствие. Я уж не говорю о природных ресурсах, которые мы раздаём бесплатно, без конкурентных процедур во многих случаях, и кто-то обогащается, создаётся неконкурентная среда.
Завершая выступление, хочу сказать ещё одну вещь, перед тем как перейти к формулированию уже стратегии на ближайший год. Мне хотелось бы обратить внимание, что заработная плата центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (да и территориальных органов) в два раза ниже, чем у наших друзей из Налоговой службы. Это просто чтобы сказать, какое обеспечение мы сегодня имеем.
Основная задача – исполнить указ Президента «О национальном плане» и акты Правительства и начинать подготовку… Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я хотел бы, чтобы это тоже нашло отражение в решении: подготовить и принять новый национальный план по развитию конкуренции в России на 2021–2025 годы, который обеспечит развитие конкуренции в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, то есть по всем уровням власти", - сказал И.Артемьев.