"Экономическое знание не живёт в теории, оно должно подкрепляться практикой": Евгения Блискавка дала интервью "Финансисту"
О финансовой грамотности в последние годы много говорят, причём на самых высоких уровнях. А иногда не только говорят, но и делают. Минувшей весной в Красноярске прошёл двухдневный семинар для журналистов по повышению финансовой грамотности, именно там мы познакомились с Евгенией Блискавкой – директором Национального центра финансовой грамотности, консультантом проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», автором ряда книг. К началу нового делового и учебного сезона мы с Евгенией решили поговорить о том, как же всё-таки стимулировать россиян получать знания о финансах.
- Евгения, я точно знаю, что публике интереснее почитать про криминал и сплетни про звёзд, нежели искать информацию действительно полезную. Люди вообще не читают про финансы, пока их не прижмёт. Как всё-таки заставить людей обращать внимание на материалы по теме? Какие подходы сегодня практикуются?
- Знаете, сейчас подходы вообще в принципе меняются, тоже эволюционируют, и мне кажется, что постепенно мы придём к каким-то встроенным механизмам, более жёсткой станет эта история, почему? Потому что вы правы, некоторые люди, несмотря на все те возможности получения знаний, которые есть, просто ими не пользуются. И говорят: вот будут деньги, мы тогда займёмся… Но как бы денег-то не будет, если этим не заниматься.
Мне очень нравится пример - у кого-то из поведенческих экономистов было интересное наблюдение – догнать и осчастливить. Про пенсию. В Америке был в своё время пенсионный коллапс, когда людям в духе всех трендов предложили самостоятельно решать откладывать ли на пенсию или тратить всё сегодня. И с чем столкнулись? Когда поколение это начало выходить на пенсию, а оно, естественно, выбирало тратить не откладывая, люди оказались совершенно без средств к существованию и это создало огромное социальное напряжение. Тогда сделали простую историю – где-то добавили галочку «копить», условно говоря, когда заявление на трудоустройство подаёшь, которая ставилась по умолчанию. И многие люди просто ленились вносить какие-то изменения, снимать эту галочку. Автоматом копилась пенсия долгие годы и люди счастливо выходили на пенсию и чувствовали преимущество этого решения. Поэтому мне кажется, что в ближайшее время рынок будет вынужден помимо просветительских инструментов, искать такие помогающие инструменты.
Такие простые вещи работают. Мы видим, как те, кто приходит на семинар по финансовой грамотности, открывают для себя совершенно невероятные формулы успеха :-) Например, правило «заплати сначала себе» – такой «неочевидный совет», который все всегда дают, но для всех всё равно Америкой оказывается. И когда люди действительно не просто послушали, а начинают делать на практике – перечислять себе часть дохода, они возвращаются с обратной связью, и говорят: удивительно, но мы не чувствуем разницы. Ну, бюджет он такой зверь, который приспосабливается к любой сумме, сколько не скорми – всё съест. И то, что стало на 10% меньше – мы по факту не замечаем, лишний раз не сходили в торговый центр, а в конце года есть накопления. Такие вещи позволяют обмануть самого себя, свою финансовую беспечность и перехитрить лень.
- Евгения, как оцениваете текущее состояние работы государства в этом направлении? Не пора ли уже финграмотности активно идти в школу?
- Мне нравится в целом всё, что делается. Мы посещаем международные мероприятия по грамотности финансовой, конференции и видим опыт множества стран – съезжаются представители 140 стран, где люди рассказывают и показывают всё, что они делают. И мы понимаем, что при всём том многообразии, которое есть у нас сейчас, то, что реально доступно при желании это, конечно, космос, даже по сравнению с развитыми странами. Чего нам пока не хватает? Очень слабо пока настроена дистрибуция до конечных пользователей, ну то, что вы говорите, например, про школу, безусловно, это должно быть, эта работа идёт, но пока очень медленно, очень-очень медленно.
И в школу внедряться нужно, единственное, что, моё мнение как эксперта, только уроков в школе будет не достаточно. Просто знание в этой области - бессмысленно.
Экономическое знание не живёт в теории, оно должно подкрепляться практикой.
Если просто рассказать детям о том, как вести бюджет, как откладывать – в одно ухо влетит, в другое вылетит – если он не приходит домой и не может пощупать этот бюджет в семье, понять, как реально работают какие-то методы оптимизации трат, например. Для ребят - это живая, интересная история, и она эмоционально очень заряжена, но если к ней подпускать детей. А у нас почему-то считают, что «ой, вон он вырастет, ещё успеет заморочиться с этими проблемами, пускай детство у ребёнка будет», а потом почему-то очень многие мамы приходят на семинар, например - «Дети и деньги», и говорят: «вот моей деточке на днях будет 20 лет, расскажите, как заставить её слезть с шеи?». А никак. Потому что всю жизнь вы говорили: «Деточка, не переживай, мама всё решит». Почему деточка вдруг должна себя в 20 лет начать вести иначе? Зарабатывать не дают - «что люди скажут?! Вот будет она семечки у магазина продавать, что скажут, что мы ребёнка не кормим что ли? Позорище-то какое». А то, что это естественно нормальная потребность ребенка, у него есть свои желания, потребность реализоваться – не важно, главное, что бы всё было «как у всех».
- Мне повезло, нам ещё в нашей простой сельской школе наш классный преподаватель начала преподавать экономику на факультативных началах, и мы играли в первые экономические игры. Но это когда было? А каким инструментарием рекомендуете пользоваться сейчас?
- Если мы говорим про детей, то ничего лучше совместных экспериментов невозможно придумать. Есть сайт «Дети и деньги», который вообще создан так, что там под разные возрасты собраны различные рекомендации по тем упражнениям, которые вы можете проделать с ребёнком, начиная от совместного похода в магазин, и бланков того, что с ним нужно обсудить, что собрать.
Мне очень нравится сайт «Хочу.Могу.Знаю», там есть несколько очень интересных возможностей, там есть очень прикольные рисованные ролики, которые нравятся детям и не только, там есть нескучные неакадемичные тесты, которые «про жизнь». И, по-моему, там же есть переход на игру, которая создана по типу Симсов и даёт возможность прожить в шкуре героя какие-то финансовые ошибки. Это лучший формат на самом деле, потому что, сколько бы тебе раз не рассказали, пока твой герой не прожил месяц на хлебе и воде, потому что все деньги на крутой телефон потратил, например, - ты не поймёшь.
Вашифинансы.рф – много материалов. В Высшей школе экономики есть отдельный раздел про эффективное управление личными финансами, можно посмотреть, там есть отличный онлайн-курс – записанные лекции ведущих экономистов страны, которые говорят очень понятным и простым языком.
Для взрослых мне нравится, проект о финансах, который мы ведём для женщин, - «Финздоровье». Про такую прикладную финансовую грамотность, про то как решить купить мне платье за 3000 рублей или не купить, потому что можно посчитать стоимость ношения и так далее. Как спланировать поездку на море с тем, что бы не переплатить? Как вернуть вычеты и получить максимальный кэшбэк? Как настроить систему, так что бы работала в плюс, а не в минус? И тп. Эксперты пишут на такие темы, сами участницы делятся своими мнениями и опытом. И там ещё есть – диагностика финансового здоровья, которая мне очень нравится и которая позволяет посчитать цену своей финансовой безграмотности, во что она обходится личному бюджету – результаты очень мотивируют как раз на изменение своего поведения, на освоение хотя бы азов финансовой грамотности.
- Сегодня активно встраиваются в повышение финансовой грамотности и финансовые организации, другой вопрос, что не всегда в их чистоту намерений верят сами потребители. Как Вы считаете, какова роль финансовых компаний, банков в разворачивающейся кампании?
- Роль очень важна.
И сейчас мы находимся на стадии переосмысления роли финансовых институтов в жизни человека.
Недоверие, действительно, есть и оно небезосновательно: мы все видели и проживали вместе практику, когда за нами гонялись и «возьми кредит» сыпалось из почтового ящика, смс и везде. И они тоже пожинают сейчас плоды своих экспериментов.
Пока идёт на уровне глав этих институтов понимание, о том, что выстраивать долгосрочные, лояльные и взаимовыгодные отношения с потребителем – гораздо экономически разумнее, чем сегодня ему продать что-нибудь ненужное, а затем с коллекторами за ним гоняться и платить ещё коллекторам. Да, процесс не быстрый. Да, я не могу сказать, что все одномоментно станут белыми и пушистыми и ничего такого не станут делать больше ни за что и никогда. Но здорово, что процесс идёт, пусть и на уровне руководства, но есть понимание. Да, пока оно спустится в каналы, пока доставится и так далее – пройдёт время, но процесс идёт.
И в целом, есть же практика недель финансовой грамотности, которые, по сути, объединяют всех представителей финрынка за редким исключением, где главы этих банков на входе подписывают и принимают на себя обязательства вести себя добросовестно, ничего на мероприятии не продавать и так далее и в общем-то добросовестно выполняют эти обязательства, просто принося людям полезные знания. И они видят для себя в этом выгоду: потому что если человек пришёл подготовленным, то можно потратить на него меньше времени сотрудника, содержания операционного офиса, что бы вести финн ликбез, объясняя ему основы основ.
Это нормальный канал доставки знаний, на самом деле, потому что где ещё, если не в точке контакта с клиентом? Когда ты приходишь за этими знаниями, почему тебе не дать брошюру, не направить на семинар, не помочь тебе сориентироваться с тем, что бы убрать издержки и лишние затраты, что бы потом дальше с тобой работать.
У нас отказываются от офисов, вы тоже, наверное, обратили внимание на эту тенденцию, а вот количество мероприятий для широкой аудитории в открытых пространствах увеличивается, потому что легче вот так собрать 20-30 человек и поговорить о том, как правильно выбрать себе депозит, а дальше человек придёт и в онлайне, который обеспечивает и расширяет доступ к услугам, сможет определиться.
- Прошло много времени со времени вашего визита в Красноярск с семинаром по финграмотности, есть обратная связь? Отклик?
- Нет, к сожалению. Хотя со многими регионами после мероприятий установилась крепкая связь – они развиваются, планируют мероприятия, программы. Мы вот предлагали вашим коллегам организовать фестиваль финграмотности, который мы будем делать в рамках осенней недели сбережений в пяти регионах, у нас была возможность поддержать отчасти финансово, материалами, экспертами, всем-всем всем, но реакции ответной не получили.
Но чудно, конечно. Рядом с вами взрывная деятельность, например, в Алтайском крае. Системно выстроено, всё работает чётко. Томчане рядом – то же самое. А богатейший край остаётся пассивным, хотя многие вещи доступны. Есть возможность сформировать кадровый потенциал, создать актив консультантов по финансовой грамотности (нужно пройти обучение при финансовом университете при правительстве РФ, сдать экзамены, получить удостоверение, и постоянно подтверждать квалификацию, апгрейдя знания ежегодно - это ещё и расширяет кругозор человека очень сильно). Учебники можно получать. Но ничего пока не происходит.
- Каковы сейчас текущие задачи и какие интересные проекты готовите?
- Сейчас готовим «Осеннюю неделю сбережений». 31 октября - международный день сбережений. Жителей России как всегда ожидает богатая программа мероприятий – открытые лекции, семинары, консультации, конкурсы, фестивали и многое другое. Также мы готовимся в скором времени к запуску новых интересных проектов «Финансовая грамотность на рабочем месте» и «Финансовая грамотность в библиотеках».
Анастасия Потёкина
Источник: Портал «Финансист»
Справочная информация
Национальный центр финансовой грамотности (НЦФГ) более 14 лет ведет активную деятельность по развитию программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения и персонального финансового консультирования. На сегодня это мощнейшее объединение свыше 15 000 уникальных специалистов по финансовой грамотности, включая консультантов-методистов, экспертов-практиков, преподавателей и финансовых советников, ведущих свою деятельность на базе 21 регионального отделения, а также 65 корпоративных клиентов – крупнейших финансовых компаний России.
Силами НЦФГ проведено свыше 80 000 мероприятий в 85 регионах России, опубликовано свыше 1 100 статей в СМИ и книг, обучено более 7 000 специалистов в 83 регионах.
Портфолио НЦФГ включает ряд реализованных проектов регионального и федерального уровня, направленных на повышение финансовой грамотности различных категорий населения:
- Проведение Всероссийских ежегодных недель финансовой грамотности для взрослых (осень) и детей (весна) - в мероприятиях приняли участие более 12 млн россиян из 85 субъектов России.
- Проект по развитию кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности взрослого населения (успешно работают 21 РКМЦ, обучено свыше 7 000 консультантов).
- "Дети и деньги" - проект для родителей по финансовому воспитанию детей.
- Лаборатория "Финансовое здоровье" - специальный проект о финансах для современных женщин.
- Проект повышения финансовой грамотности взрослого населения на рабочем месте (более 150 крупнейших работодателей примут участие в программе).
- Программа повышения финансовой грамотности в библиотеках.
Миссия НЦФГ – продвижение передовых стандартов качества в сфере розничного финансового обслуживания и распространение культуры эффективного управления личными финансами среди населения Российской Федерации.
Повышайте финансовую грамотность вместе с нами!