Микрофинансовая организация SmartCredit, входящая в топ-10 онлайн МФО РФ, подвела итоги работы за I полугодие 2019 года. Данные компании подтверждают основные тренды на рынке: увеличение средней запрашиваемой суммы займа, существование проблем с просрочкой, а также рост популярности страхования в сфере МФО, который ранее был просто минимальным.
Напомним, что по данным ЦБ РФ на 1 июля 2019 года на рынке работает 1948 микрофинансовых организаций. За I полугодие текущего года из госреестра было исключено 328 компаний, не удовлетворяющих требованиям регулятора (по итогам 2018 года лицензии были отозваны у 623 организаций).
1. Средняя сумма займов продолжает расти. Компания фиксирует постоянный прирост средней суммы займа, который запрашивают клиенты. Так, если в 2017 году она составляла 8900 рублей, в 2018 году – 9700 рублей, то только в I полугодии 2019 года – уже 10 700 рублей. Прирост относительно 1 января 2019 года составил 10,3%.
Примеры: В Москве средняя сумма займа составила 11 300 рублей, в Санкт-Петербурге – 11 100 рублей, в Забайкальском крае и Карелии – 10 800 рублей, в Кировской и Кемеровской областях – 10 700 рублей, в Хабаровском крае – 10 650 рублей. В городах-миллионниках Новосибирске и Краснодаре – 10 750 рублей, Саратова и Волгограде – 10 400 рублей, Уфе – 10 300 рублей, Челябинске – 10 200 рублей;
2. Просрочка остается проблемой, но проблемой кратковременной. По данным за I полугодие 2019 года уровень просрочки среди клиентов компании вырос до 32%. На 1 января текущего года этот показатель составлял 31%, прирост составил незначительные 3%. По статистике компании, как правило, заемщики погашают задолженности в течение 1-2 недель, то есть просрочка носит кратковременный характер;
3. Соотношение мужчин и женщин. Мужчины, по-прежнему, обращаются за микрозаймами чаще женщин. В 2017 году доля представителей сильного пола составляла 55%, в 2018 году – 57%, по итогам I полугодия текущего года – 56%;
4. Молодежь укрепляет позиции основной категорией заемщиков. Молодежь – основной костяк клиентов компании, доля заемщиков в возрасте до 35 лет по итогам I полугодия текущего года составила 65%. Тенденция заметно набирает обороты уже несколько последних лет. Ранее (до 2017 года) основными заемщиками были люди среднего возраста (до 55 лет), их доля составляла 56%;
5. Страхование займов. В 2019 году компания начала предлагать своим клиентам использовать опцию страхования. Данная услуга – добровольная, она не навязывается клиентам, отказ от страховки никак не влияет на итоговый процент по выданному займу. По данным за I полугодие текущего года количество клиентов, которые хотя бы раз воспользовались данной услугой, составило 32%.