При этом сокращение выдачи происходит только в сегменте небольших займов до 10 тыс. рублей
По данным 3000 микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), во 2 квартале 2019 года общее количество выданных займов МФО составило 4,54 млн ед. Это на 1,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (4,59 млн ед.).
При этом сокращение выдачи происходит только в сегменте самых небольших займов до 10 тыс. рублей. Так, во 2 квартале 2019 года количество таких займов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 7,4%.
В регионах РФ во 2 квартале 2019 года динамика выдачи займов МФО оказалась разнонаправленной. Самую серьезную динамику снижения числа выданных займов (среди 20 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года продемонстрировали Иркутская область (-19,8%), Алтайский (-13,0%) и Красноярский (-8,9%) края, а также Кемеровская (-8,2%) и Новосибирская (-7,5%) области. В то же время, в ряде регионов был зафиксирован рост выдачи займов МФО, в том числе, в Челябинской (+12,3%) и Московской (+10,7%) областях, Москве (+9,3%), а также в Пермском (+8,9%) и Краснодарском (+4,2%) краях.
«Сокращение выдачи в самом массовом сегменте микрозаймов (займов до зарплаты) происходит на фоне снижения рентабельности микрофинансового бизнеса, - считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Многие МФО уже не так охотно предоставляет совсем небольшие займы новым заемщикам, а стараются кредитовать уже проверенных клиентов, которым можно делегировать займы на суммы свыше 10 тысяч рублей. При этом основной причиной снижения рентабельности микрокредитования являются, прежде всего, мероприятия Банка России по «охлаждению» микрофинансового рынка, в т.ч. по ограничению стоимости микрозаймов. В целом, рынок микрофинансирования меняется в сторону повышения качества оценки риск-профиля своих клиентов и снижения аппетита к риску. В конечном итоге, это ведет к снижению просроченной задолженности, росту среднего чека займа, диверсификации продуктовой линейки и каналов взаимодействия с клиентами».
Инфографика на сайте НБКИ.