Центробанк России ввел с начала лета новые требования по защите данных к некредитным организациям, к которым относятся микрофинансовые организации (МФО). Помимо усиления технической защиты, МФО теперь обязательно должны информировать людей о мерах, которые помогут предотвратить несанкционированный доступ к их персональным данным. Заместитель директора по мониторингу рисков МФК «Смсфинанс» Елена Нестеренко рассказывает, какие правила надо соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников.
Паспортные данные.
«Чтобы ваши паспортные данные не попали к мошенникам, надо соблюдать несколько правил: не хранить документы в открытом доступе, не оставлять данные на сомнительных ресурсах в интернете, сразу заявлять в соответствующие инстанции о потере паспорта», — рассказывает Елена Нестеренко.
Если все-таки мошенники получили ваши паспортные данные и оформили заем, надо незамедлительно обратиться в полицию и финансовые организации, выдавшие займы, отмечает эксперт.
Защитить себя также поможет контроль над кредитной историей (КИ). Чтобы получить свою КИ, надо сначала отправить запрос в центральный каталог кредитных историй Центробанка, узнать, в каком бюро она находится, и обратиться туда.
Мобильные телефоны.
Компании в сфере онлайн-кредитования используют одноразовые пароли, которые присылают в SMS-сообщениях, поэтому при оформлении займа необходимо указывать только свой номер телефона. Если человек потерял телефон, то злоумышленники могут воспользоваться данными, которые нашли в нем — устройства также нужно защищать.
«Эти простые правила помогут защитить информацию, которая хранится в телефонах. Первое — включить запрос пин-кода сим-карты при включении телефона, а также кода, отпечатка пальца или графического ключа для разблокирования устройства. Второе – включить блокирование экрана, если телефон неактивен. Третье — установить функцию поиска, удаленного блокирования и удаленной очистки потерянного телефона», — поясняет Елена Нестеренко.
Также стоит запретить приложениям читать SMS, не устанавливать приложения из ненадежных источников, не переходить по ссылкам в сомнительных сообщениях. Важно установить антивирус и регулярно обновлять операционную систему — не отключайте автоматическое обновление.
Секретные слова и цифры.
Кодовое слово используется сотрудниками МФО для идентификации клиента по телефону. По словам Елены Нестеренко, не стоит использовать в качестве кодового слова фамилии и имена — свои и родственников, даты рождения. Его надо выбирать так, чтобы сложно было отгадать даже близким людям.
Никто, кроме сотрудников, отвечающих вам по горячей линии, не должен знать кодовое слово. Никогда не сообщайте его людям, которые звонят вам и представляются сотрудниками компании.
Пин-код от вашей банковской карты должны знать только вы. Его нельзя сообщать сотрудникам компаний, записывать на карте или хранить записанным рядом с картой.
Психологический фактор.
Человек может быть аккуратным со своими персональными данными, но далеко не все застрахованы от потери бдительности. Елена Нестеренко предупреждает – никогда не оформляйте займы по просьбе третьих лиц.
«В интернете участились случаи, когда мошенники входят в доверие и убеждают оформить займы в МФО, а полученные деньги перевести им в обмен на какие-то обещания. Зачастую человек не понимает, что оформляет заем. МФО не могут предотвратить подобные случаи, так как займы оформляются добровольно на личные персональные данные. Ни в коем случаи не оформляйте займы по просьбе третьих лиц и не переводите денежные средства на карты или кошельки неизвестных вам людей», - подчеркивает эксперт.