Предстоящие изменения федерального законодательства о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг периодически становятся темой совместных совещаний представителей саморегулирования. К обсуждениям активно подключаются руководители региональных СРО. Вопросы, которые они обсуждают, объединены одной целью – повысить роль саморегулируемых организаций в отборе участников госзакупок и снизить риски появления в данной сфере недобросовестных исполнителей.
По мнению участников саморегулируемого сообщества, сейчас не учитывается роль СРО в системе отбора добросовестных контрагентов при заключении с ними государственных контрактов. Фактически СРО лишь получают уведомление о заключении контракта членом СРО, не имеют возможности влиять на оценку его добросовестности, но несут за него ответственность. В этой связи саморегулируемым организациям кажется необходимым постепенное введение СРО в систему отбора претендентов.
Также сообщество предлагает отказаться от предоставления банковских гарантий организациями для закупок с малой стоимостью контрактов и ввести региональный принцип для госзакупок. Региональный принцип подразумевает предоставление приоритета в ряде конкурсов местным компаниям. Кроме того, эксперты предлагают активнее развивать рыночные механизмы страхования участников госзакупок в качестве эффективного способа обеспечения их ответственности.
Представители сообщества СРО считают, что в их силах довести работу по изменению системы контрактования строительных, проектных и изыскательских работ до необходимого результата, а значит, нужно приложить для этого необходимые усилия.
Помимо уже озвученных изменений предлагается ввести возможность коллективного выхода на торги, — чтобы усилиями целой группы компаний выполнять большие заказы. Кроме объединения компетенций участников коллективных закупок, это ещё и возможность консолидации финансовых средств, и надёжный способ быстро и качественно выполнить порученную работу. Ещё один плюс такого новшества – развитие электронных торговых площадок, исключающих демпинг в ходе конкурсных процедур.
Также рассматривается возможность использовать принцип делегированного законодательства, которое устанавливает определённые общие принципы работы, а всё остальное регулирование отрасли возлагается на профобъединения – например, Нострой и Ноприз. Сообщество в целом поддерживает такую идею, однако роль регулятора процесса нормотворчества в контрактовании строительной деятельности предлагается оставить за Минстроем.
Наконец, представители саморегулирования в проектировании и строительстве рассматривают третейский суд в качестве выгодного и быстрого механизма рассмотрения споров по контрактам между заказчиками и исполнителями. Так, по данным РСПП, третейские суды легко бы справились с массой «мелких» дел (на суммы до 60 миллионов рублей) и существенно разгрузили бы государственную судебную систему.
Предполагается, что варианты доработок законодательства, предлагаемые представителями СРО в проектировании и строительстве, будут направлены в адрес Министерства строительства и, вероятно, учтены в законопроекте, корректирующем 44-ФЗ.
По мнению генерального директора СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрия Мурзинцева: «Существует целый рад моментов, которые стоило бы учесть при внесении поправок в закон №44-ФЗ. Сфера государственных закупок давно нуждается в совершенствовании, а предложения, озвучиваемые профессионалами отрасли, стоит всесторонне оценить и реализовать в соответствующем виде в рамках внесения поправок».