В Подмосковье на борьбу с борщевиком отправили дроны с химикатами, но в Москве использовать химикаты нельзя.
Поэтому бороться с ядовитым растением помогают волонтеры.
Необычно теплый май и начало июня способствовали раннему созреванию борщевика. Жалобы на ожоги от ядовитого растения поступают из многих регионов России. В Москве проблема распространения борщевика тоже актуальна. Опасными зонтиками зарастают не только заброшенные зоны, но и дворы и парки.
Борщевик Сосновского — классический пример благих намерений, выстилающих дорогу в ад. Советские ученые искали растение, которое смогло бы обеспечить кормом все поголовье скота в СССР. Борщевик привезли с Кавказа, провели испытания в Москве и забросили идею — буренки не оценили новый рацион. А борщевик прижился.
Борщевик Сосновского многолетнее ядовитое растение. Появляясь на территории, забирает из почвы питательные вещества, не оставляя шансов другой зелени. Размножается семенами, которые могут вызревать автономно, то есть уже после того, как стебель скосили. В неблагоприятных условиях семена способны до пяти лет провести в почве, а потом прорасти. Борщевик невероятно адаптивен, в том числе и к ядам.
Вызревая, растение «вооружается» ядовитым соком. Химическая реакция между соками растения и солнечным светом может спровоцировать ожоги разной степени тяжести, интоксикацию организма, сильные аллергические реакции, вплоть до летального исхода.
Ожоги борщевика опасны и тем, что в отличии от крапивных, видимая реакция наступает не сразу. Только через несколько часов появляются волдыри, поднимается высокая температура.
Уничтожением опасного растения должны заниматься районные коммунальные службы. Теоретически достаточно оставить заявку в соответствующую районную управу, чтобы она решила вопрос. Иногда срабатывает. Так, например, был уничтожен борщевик, замеченный в Академическом парке.
Бывают и комичные ситуации.
Около одного из домов в районе Теплый Стан выкосили всю траву на газоне, а кусты борщевика оставили. А в Котловке вместе с борщевиком выкосили траву и красивый Иван-чай, которым любовались жители. Видимо, для сотрудников необходимо провести инструктаж, чтобы они знали врага в лицо.
Но чаще на практике местные власти не справляются — борщевик лезет в парке Сосенки, Битцевском лесу, в овраге у Нагорного бульвара, в районе платформы Чертаново... Борщевик был замечен даже на Садовом кольце, недалеко от метро Курская.
По закону, землевладельцы и арендаторы должны платить штрафы, если борщевик произрастает на их территории. Но, как обычно, в законе есть лазейка. Если внимательно почитать тексты, то выясняется, что Москве вообще нет законодательно закрепленных требований по устранению борщевика и, соответственно, нет никаких штрафов за их невыполнение.
«На территории города Москвы при удалении чужеродных растений, в том числе борщевика Сосновского, необходимо руководствоваться требованиями Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП» — регламентирует Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Но со слов той же организации «требования по обязательному удалению борщевика Сосновского в Правилах не закреплены».
Жители Москвы порой самостоятельно обращаются к активистам через социальные сети, сообщая, где растёт борщевик. Сейчас активисты вырубают борщевик в Коробковском саду на Нахимовском проспекте.
«В Коробковском саду мы уже выкосили больше гектара борщевика, — рассказывает лидер движения активистов Наталья Чернышева. — Мы постоянно нуждаемся в волонтерах, хорошо, что люди сами обращаются к нам через социальные сети. Мы продолжаем косить своими силами, пока не началась пора цветения. Потом будет поздно».
По оценкам экспертов, выкашивание борщевика не самый эффективный метод борьбы. В начале 2000 специалисты Института биологии республики Коми с июня по сентябрь скашивали вредное растение с интервалом в 25-30 дней. Борщевик легко возобновлял рост и на следующий год снова вырос.
Есть и другие способы борьбы с растением, но не все они уместны в городской черте. Так, например, применение гербицидов (химикатов) на территориях городских поселений запрещено. Гербициды аллергенны, опасны для животных и для почвы: после их использования на обработанной площади не растет вообще ничего.
Поэтому в городе приходится применять трудоемкий, зато более щадящий метода покоса. «К сожалению, после покоса борщевик сразу начинает расти вновь, причем свои семена дает уже гораздо раньше. За лето приходится косить не менее 4-5 раз — констатирует Наталья Чернышева. — Необходимо законодательное закрепление требований по удалению борщевика в городской черте. А пока нет закона, власти не успевают, а ядовитое растение продолжает размножаться, то мы можем бороться с ним сами. Ведь если мы хотим изменений, мы сами можем стать этим изменением».