Осенью 2018 года в столичном мегаполисе стартовали занятия для пенсионеров по теме «Основы финансовой грамотности и безопасности». Проект носил пилотный характер и завершился в апреле 2019 года циклом повторных консультативных занятий. Побочным результатом проекта стало социологическое исследование уровня финансовой грамотности столичных пенсионеров. Оказалось, что даже для тех из них, кто занимался финансовой работой, многие из вынесенных на занятия вопросов стали откровением. Первое, что отмечали на занятиях практически все участвующие в программе преподаватели, это огромная разница в подготовке пенсионеров и, как следствие, в их финансовых интересах. Одни из них оказывались неприятно удивлены, узнав, что в России больше не осталось государственных банков и даже Сбербанк уже давно стал коммерческим предприятием. Другие активнее всего интересовались условиями открытия валютных депозитов. При этом, испытывают трудности с калькуляцией процентов по депозиту и оценкой условий их открытия.
В выборе средств защиты от финансового мошенничества пенсионеры чаще всего опираются на советы из средств массовой информации и прислушиваются к мнению близких людей. Но методы мошенничества постоянно совершенствуются, а официальные финансовые организации, к сожалению, иногда облегчают жизнь мошенникам своими нововведениями. Например, не так давно некоторые банки начали использовать SMS-коды для аутентификации клиентов. Сотрудник может отправить такое SMS и попросить назвать цифры кода для подтверждения личности позвонившего в банк. Газета «Коммерсант» в публикации от 24 мая 2019 года назвала в числе таких банков ВТБ, Московский коммерческий банк, банк «Открытие», Промсвязьбанк, Почта-банк и Тинькофф-банк. Не исключено, что этот список неполон. И совершенно непонятно, как вести себя пенсионеру, у которого запросили код из смс. По всем официальным информационным каналам постоянно транслируется информация о том, что код из SMS может запросить только мошенник, а сотрудник банка этого сделать не может. Это же говорят преподаватели на занятиях по финансовой грамотности. Но практика работы банков внезапно это опровергает.
Этот пример доказывает, что финансовая грамотность - это не набор раз и навсегда выученных правил, а постоянное самообразование в финансовой сфере. В том числе, в вопросах, связанных с финансовой безопасностью. Одно из главных правил здесь, как ни странно, состоит в самостоятельной работе над обузданием собственной жадности и доверчивости к посторонним «доброжелателям». Все мы люди, ничто человеческое нам не чуждо. Однако надо понимать, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, весной 2019 года на ряде форумов была размещена следующая информация:
Доброго времени суток, господа! Специально для форумчан!
Cкидка на связь до 100% по всей РФ, только МТС.
1. 100% скидка на публичный тариф на 1 год 2500р.
2. 90% скидка на публичный тариф на 1 год 1700р.
3. 90% скидка на публичный тариф до конца 2020г. 2500р.
4. И супер-предложение 100% на три года! 3500р.
Неизвестно, сколько человек захотели получить 100% скидку, оплатив за это деньги благожелателю. Но очевидно, что оператор сотовой связи МТС не имел никакого отношения к этой акции, рассчитанной на уловку человеческой жадности. И вряд ли многим из тех, кто прочел информацию об этом аукционе невиданной щедрости, пришло в голову уточнить информацию в справочной службе МТС. Ведь предложение было неофициальное и «только для своих».
Из этих примеров становится понятно, что в основе финансовой грамотности – постоянное самообразование в финансовой сфере и контроль собственных эмоций. Увы, каждый из нас может сказать «ничто человеческое мне не чуждо». Всегда хочется получить больше, заплатив меньше. При этом, большинство людей априорно уверены в том, что без труда смогут распознать мошенников. А совершив ошибку, сетуют на то что государство их не защитило. Так, один из самых распространенных вопросов участников занятий по теме «Основы финансовой грамотности и безопасности» состоял в том, в чем состоит юридическая защита пенсионеров от мошенников и какой государственный орган ее осуществляет. А преподавателям приходилось раз за разом объяснять, что такого органа для защиты пенсионеров не существует.
Многие пенсионеры-участники занятий, прослушав осенью 2018 года лекции по финансовой грамотности, пришли весной на консультативные занятия, чтобы рассказать о собственных достижениях. Кто-то смог найти выгодный вариант инвестирования. Другие передали полученные знания своим соседям и друзьям, помогая им уберечься от телефонных и иных мошенников. Пилотный проект занятий по финансовой грамотности для пенсионеров Москвы стал первым шагом к созданию в Москве системы непрерывного образования и самообразования по финансовым проблемам. Хочется верить, что это начинание получит продолжение и станет настоящей страховкой от финансового мошенничества для пожилых людей.