Актуальность вопроса личного брендинга адвокатов только набирает свои обороты. Однако почва для этого созрела давно. Адвокатская корпорация во всём мире всегда связана высокими моральными рамками и требованиями профессиональных стандартов. Адвокат – это целостный образ, который заключает в себе лоск снаружи и внутри. Кроме того, адвокаты должны быть аполитичны и не вправе демонстрировать свою политическую позицию. О личном бренде адвоката рассказал старший управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры», почетный адвокат России Юрий Щеглов.
Образцами бренда «Адвокат» для нас всегда выступали дореволюционные и советские адвокаты. Однако реформа адвокатской деятельности начала 2000 годов, по сути, открыла границы в адвокатуру всем страждущим. И, к сожалению, ряды пополнились недобросовестными коллегами. Иные даже не посчитали нужным получать статус адвоката. Руководствуясь принципом «на заборе тоже написано», они щедро добавили в свою рекламу слова: адвокат, помощь адвоката, опытный адвокат и проч. Деятельность же их никак не соответствует принятым стандартам. Судебные споры с такими лже-адвокатами множатся, бросая тень на всю корпорацию.
Отмечу, что Кодексом профессиональной этики адвокатам запрещена реклама себя и своих услуг. Поэтому адвокат может только присутствовать в информационном поле.
В этой ситуации именно личный брендинг позволит провести черту, отделив зерна от плевел. В нашем адвокатском бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» существуют правила личного бренда, мы стараемся возвести их в рамки обязательных и, как показывает общение с коллегами, в своём решении не одиноки. Но, к сожалению, они не едины для всей палаты или всей российской адвокатуры.
На мой взгляд, образ адвоката в любой среде: в процессах, в следствии, в интернете и социальных сетях, в свободное время должен быть единым и целостным. Речь адвоката вежлива, аккуратна и уважительна и с курьером, и с доверителем из списка Forbes. Внешний вид адвоката (на фото, в офисе, в свободное время, на спорте) должен также отвечать требованиям сдержанности и высокой культуры. Да, не скрою, у каждого в адвокатском бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» есть свои хобби и привычки, но демонстрация излишней раскованности, вольности в одежде, возможных вредных привычек допустима только в узком семейном кругу. Наконец, имеет смысл сократить информацию о себе и том самом круге общения в социальных сетях до минимума. Поверьте, очень неприятно будет в один прекрасный день услышать от противной стороны завуалированные или вполне прямые угрозы той девочке, которую вы обнимаете на фото в ВК или ФБ. Адвокат должен и в личной жизни, и в интернет среде, и в работе соответствовать единому образу.
Некоторые коллеги утверждают, что в свободное время они вправе хоть на голове ходить, но это лукавство. Более того, лукавством можно назвать и желание выложить все сведения о своём достатке в сеть взамен информации о профессиональных успехах: вероятнее всего, это подмена понятия «профессиональный успех» совсем не синонимом – «обеспеченность». Но всегда найдётся кто-то более успешный и обеспеченных, не так ли? И наша задача не мериться своими капиталами, а оказывать юридическую услугу на самом высоком уровне.
Ну и главное, что не может даже обсуждаться в адвокатской среде, но мы вынуждены поднимать этот вопрос в последние годы. Счетчики «побед» на сайтах коллег, когда количество оправдательных приговоров у них увеличивается за сутки на несколько десятков, недопустимы.
К сожалению, не каждый почетный судья у нас в стране имеет в своем послужном списке хотя бы 10 оправдательных приговоров. И горько, и смешно читать, что вот этот конкретный адвокат уже «насобирал» их 1 500-2 000 штук к своим неполным 40 годам.
Наверное, из той же печальной категории заметки иных адвокатов о победах в случае «прекращения уголовного дела за истечением срока на привлечение к ответственности» или «изменения меры пресечения».
Адвокат должен всегда помнить о принесенной присяге и требованиях кодекса профессиональной этики.