Профильный комитет провел совещание по законопроекту о внесении изменений в КоАП РФ в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сообщается на сайте Госдумы.
Комитет по государственному строительству и законодательству провел совещание по законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», внесенному в Государственную Думу 5 февраля 2019 года.
Председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроект вызвал много вопросов и критики, как со стороны депутатов, так и профессионального сообщества. В этой связи было решено провести расширенное совещание.
Законопроектом предлагается увеличить административные штрафы за нарушение действующих правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга или изделий, их содержащих.
Также предлагается установить административную ответственность за осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов и драгоценных камней от примесей и сопутствующих химических элементов индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством РФ перечень.
Помимо этого, предлагается исключить административную ответственность за нарушение правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
При этом на совещании обсуждались следующие замечания к законопроекту.
«Предлагаемые размеры административных штрафов представляются необоснованными и сильно завышенными. Не имеется фактических, статистических данных, указывающих на неэффективность и недостаточность существующих мер административной ответственности, подтверждающих значимость и масштабность проблемы, на решение которой направлено столь значительное усиление штрафов, — сообщил Павел Крашенинников.
Кроме того, предложенные размеры штрафов не соответствуют степени общественной опасности совершаемых деяний.
«Например, одинаковая ответственность предлагается как за нарушение правил извлечения, производства или использования драгметаллов или камней, но также и за нарушение правил учета и хранения указанных ресурсов. При этом санкция устанавливается общая — предельно жесткая», — отметил Павел Крашенинников.
Равная степень административной ответственности устанавливается как для мелких предпринимателей, так и для крупных промышленных предприятий. При этом не учитывается, что мелкие и средние субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней могут совершать незначительные по своему содержанию административные правонарушения. Ответственность должна быть дифференцирована в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта административной ответственности.
«Нуждается в уточнении формулировки и терминология, используемая в законопроекте. Отсутствие четкой терминологии влечет неоднозначное толкование при правоприменении, что может приводить в том числе к коррупционным проявлениям», — подчеркнул глава Комитета.
Так, неясно о каких правилах извлечения и производства идет речь в проекте, поскольку Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» таких самостоятельных понятий не содержит.
В законе № 41-ФЗ под «обращением» понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни. Но в законопроекте к «обращению» отнесены перевозка и пересылка драгоценных металлов и камней, которые не обязательно связаны с переходом права собственности.
Помимо этого, в проекте употребляется понятие «осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов и драгоценных камней от примесей и сопутствующих химических элементов […]». Но в законе №41-ФЗ содержится термин «аффинаж» драгоценных металлов. Таким образом, требуется согласование указанных формулировок и терминов.
К законопроекту не приводятся обоснования исключения такого субъекта административной ответственности, как «должностное лицо организации, совершающей операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими» и добавления «индивидуального предпринимателя».
Участники совещания поддержали высказанные замечания и выступили с предложениями по совершенствованию представленного законопроекта.
Павел Крашенинников отметил, что названные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, после его принятия в первом.