Для устойчивого развития Арктической зоны России необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, и не только для ускоренного освоения месторождений полезных ископаемых, но и для эффективного обеспечения конституционных прав на транспортную доступность коренным и, особенно малочисленным народам, в труднодоступных и малочисленных поселениях. Об этом рассказал эксперт ПОРА по ГЧП Александр Воротников на конференции «Арктические регионы России: роль национальных проектов в формировании лидеров устойчивого развития», которая состоялась 23 мая 2019 года в РАНХиГС в рамках международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты».
Также проекты транспортной отрасли помогут решить многие проблемы российской Арктики, а именно: увеличение мобильности населения, развитие предпринимательства, увеличение возможностей поисковых работ, обеспечение почтовой связью, развитие экологического туризма, улучшение транспортировки товаров первой необходимости для населения (северный завоз). В выступлении на МАФ-2019 президент России заявил: «В России в этом году будет подготовлена новая стратегия развития Заполярья, рассчитанная до 2035 года. Её поднять качество жизни людей в Арктике на уровень не ниже среднего по стране. Будет расти экономическое значение северных регионов. Уже сейчас на долю Арктики приходится более 10 процентов всех инвестиций в России. Особое внимание предстоит уделить развитию транспорта всех видов. Освоение Арктики будет вестись на самой современной научной базе с обеспечением баланса между экономическими интересами и задачами сохранения природы».
Арктика характеризуется непростыми природными условиями, поэтому важно разрабатывать новые виды транспорта с учетом всех особенностей региона. Например, амфибийный транспорт, который не требует обустройства специальной инфраструктуры и проектируется на основе композитных материалов. Его внедрение позволит обеспечить регулярный круглогодичный завоз всего необходимого для жизнедеятельности населения Крайнего Севера. Дирижабли также будут пригодными для круглогодичной эксплуатации в Арктической зоне, с различными вариантами компоновки летательных аппаратов — от пассажирских до грузовых, а также компоновка для решения специализированных задач. Еще один вариант транспорта, пригодного для использования в суровых климатических условиях - беспилотные дроны. Одна из самых перспективных областей применения беспилотников на Ямале – мониторинг пожароопасной обстановки в летний период.
«К важным показателям, характеризующим уровень жизни, также относятся: мобильность населения, транспортная доступность территории и т. д. Повышение этих показателей очень важно для АЗРФ, которая до сих пор характеризуется неразвитостью транспортной инфраструктуры, слабой доступностью многих территорий и т. д. Именно поэтому Формирование и развитие транспортной отрасли является одним из стратегических направлений устойчивого социально-экономического развития российской Арктики», — уточнил эксперт Проектного офиса развития Арктики по ГЧП Александр Воротников.