Не все представители банковского сектора отказались от коллективного страхования, при котором банк заключает единый договор со страховой компанией и предлагает своим клиентам присоединиться к нему при заключении кредитных соглашений или выпуске кредитных карт. Это демонстрирует не самое серьезное отношение к стандарту Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Поэтому Народный фронт настаивает на запрете такого страхования при кредитовании на законодательном уровне, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
На банковском рынке появилась тенденция перехода кредиторов от коллективной схемы страхования клиентов к индивидуальной, пишет «Коммерсант». ВТБ и «Почта-банк» уже отказались от коллективных договоров, аналогичное решение принял «МТС-банк». Дело в том, что коллективные договоры приносят банкам больше дохода и удобнее для страховщиков, но вызывают много претензий со стороны заемщиков, поскольку от них нельзя отказаться без потери денег.
«Позиция Народного фронта по этому вопросу была сформулирована еще два года назад. В 2017 году мы направляли в Банк России письмо с предложением о запрете коллективного страхования при кредитовании на законодательном уровне. С точки зрения потребителя логика этой инициативы была вполне понятна. Проанализировав законодательство о банковской деятельности и страховом деле, мы тогда пришли к выводу – банки, занимаясь подобного рода деятельностью, выполняют не свойственную им функцию. Страхованием должны заниматься только страховые компании», – сказала Лазарева.
После появления в 2015 г. указания ЦБ, дающего право клиенту банка отказаться от страховки в течение пяти дней, кредитные организации очень быстро перешли на договор коллективного страхования, от которого отказаться клиент не может, добавила она: «Банки, страхуя данную сделку, защищают свои интересы, поэтому возникает вопрос: на каком основании они берут деньги с граждан? На наш взгляд, это нечистоплотное поведение, противоречащее принципам ответственного кредитования и добросовестного ведения бизнеса».
Что касается позиции банкиров по этому вопросу, то они просто борются за свои комиссии, которые получают при страховании, добавила Лазарева. Сегодня все участники рынка, эксперты и регуляторы знают, что комиссионные деньги, полученные от страхования, – это неотъемлемая составляющая дохода банка. Она сообщила, что ОНФ проводил несколько мониторингов и ряд контрольных закупок, показывающих, что размер комиссий, взимаемых за подключение клиентов к договорам страхования, может составлять до 90% премии.
«Нельзя не отметить, что ряд банков постепенно отказывается от коллективных договоров страхования. Но это, скорее всего, продиктовано прагматикой и здравым смыслом. Это адекватная реакция добросовестного бизнеса на вступление в силу 7 мая базовых стандартов защиты прав потребителей Всероссийского союза страховщиков. Правила работы с потребителем, обозначенные в стандарте, распространяются и на банки, которые оказывают посредничество при оформлении договоров страхования. Многие банки заключают договор коллективного страхования с аффилированными страховыми компаниями. Поскольку самая грозная санкция за несоблюдение стандарта – исключение из саморегулируемой организации, равносильное отзыву лицензии, потеря части потенциальной прибыли видится финансовым группам менее болезненной, чем возможная потеря готового и работающего бизнеса», – подчеркнула Лазарева.