ФНС России запускает пилотный проект, в рамках которого саморегулируемые организации смогут присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.
Нововведение предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является, сообщает пресс-служба ФНС.
Результатом такого диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие, повышение эффективности процедур банкротства.
В Дорожной карте участия ФНС России в
досудебном порядке урегулирования споров с арбитражными управляющими говорится, что
целью участия ФНС России в досудебном порядке урегулирования споров является снижение издержек и повышение эффективности в делах о несостоятельности (банкротстве).
Дорожная карта (далее – ДК) направлена на выработку единых позиций по основным направлениям деятельности между кредиторамии саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих(далее – Участники), что позволит существенно сократить количество споров, приведет к экономии временных и трудовых ресурсов как сторон по спору, так и судебных органов.
Задачами участия являются:
- устранение допущенных нарушений;
- возмещение причиненного ущерба.
Участие в мероприятиях, предусмотренных ДК является добровольным.
Присоединение к ДК осуществляется на основании письменного обращения саморегулируемой организации в ФНС России. При этом ФНС России вправе отказать в присоединении в случае наличия у членов саморегулируемой организации непокрытых убытков, причиненных в связи с исполнением полномочий арбитражного управляющего.
Неисполнение предусмотренных ДК обязательств может являться основанием для одностороннего выхода из него несогласного Участника и не влечет каких-либо иных правовых последствий в связи с выходом из него.
Обжалованию в досудебном порядке подлежат споры:
-о несоблюдении очередности, пропорциональности и своевременности погашения текущей задолженности и задолженности, включенной в реестр требований кредиторов;
- о необоснованности расходов арбитражных управляющих;
- об иных нарушениях, носящих устранимый характер.
Не подлежат обжалованию в досудебном порядке жалобы, которые носят неустранимый характер.
Досудебный порядок обжалования применяется лишь в случаях, когда до истечения срока исковой давности не менее 3-х месяцев и процедура банкротства не завершена (не прекращена).
При повторном возникновении обстоятельств, которые ранее были предметом досудебного обжалования, спор подлежит внесудебному рассмотрению только при условии устранения негативных последствий первоначального спора. При неоднократном установлении фактов аналогичных нарушений арбитражным управляющим, действия которого ранее были признаны неправомерными,Участники могутпрекратить применение процедур досудебного обжалования.
Жалобы на действия (бездействие) арбитражных управляющих рассматриваются лицами, уполномоченными саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих в срок не более 30 дней с момента получения жалоб.
Представители ФНС России имеют право участвовать при рассмотрении жалоб, делать заявления, представлять доказательства, знакомиться с материалами дела. Представитель ФНС Россиидолжен быть извещен о времени, дате и месте рассмотрения жалобы не менее чем за пять рабочих дней до даты рассмотрения.
Решение по жалобе на действия (бездействия) арбитражных управляющих направляется не позднее следующего рабочего дня после даты рассмотрения в адрес арбитражного управляющего и кредитора.
В случае удовлетворения жалобы на действия (бездействия) арбитражных управляющих, ущерб,возмещается арбитражным управляющим в течение 5 рабочих дней с даты рассмотрения жалобы.
При невозможности незамедлительного устранения нарушений, арбитражный управляющий имеет право ходатайствовать об отсрочке исполнения решения по жалобе на срок до 3-х месяцев. Ходатайство об отсрочке должно содержать обоснование причин невозможности незамедлительного устранения нарушений, сроки и источники возмещения ущерба в течение более длительного срока.
Участники договариваются осуществлять на постоянной основе по мере необходимости обмен информацией об эффективности применения настоящего Положения.
В случае необходимости, по согласованию со Участниками, может быть проведено совместное заседание представителей Участников для обсуждения возникающих вопросов.