Предоставление коллекторам доступа к Единой системе идентификации и аутентификации, используемой порталом госуслуг, вряд ли станет действенным способом защиты третьих лих при процедуре взыскания, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. По ее словам, на сегодняшний день полной верифицированной базы мобильных номеров нет даже у операторов связи.
Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) направила в Госдуму обращение с просьбой предоставить доступ к телефонам должников, которые те указывают в ЕСИА, пишут «Известия». Коллекторы привели аргумент, что таким образом можно решить проблему звонков гражданам, чьи номера заемщики ошибочно или специально указывают в анкетах. Соответствующие поправки саморегулируемая организация предлагает внести в законопроект о создании единой информационной системы проверки сведений об абоненте, который будет рассматриваться во втором чтении.
Лазарева рассказала, что люди при покупке sim-карт с рук у метро и вокзалов часто приобретают вместе с «красивым» номером и проблемы с взыскателями, поскольку предыдущий пользователь номера может оказаться недобросовестным заемщиком или мошенником, который не собирается возвращать долги. Распространены случаи, когда при проведении проверок правоохранителями выясняется, что предыдущим владельцем номера было юрлицо.
«Использование гражданами портала госуслуг не предполагает обязательного указывания на портале номера телефона, который привязан к паспорту гражданина. Многие профили на портале госуслуг людям заводят их родственники и близкие, поскольку те не могут этого сделать самостоятельно, не обладая необходимым уровнем компьютерной грамотности. Я сейчас говорю, главным образом, о пожилых людях. В таких ситуациях те, кто заводят профили своим родителям, бабушкам и дедушкам, указывают в графе «контактный номер телефона» свой номер», – указала на возможные недостатки подхода, предложенного коллекторами, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
Она полагает, что информирование заемщика о наступлении просрочки через портал госулуг не может стать универсальным подходом, потому что этим ресурсом в России все еще не пользуются повсеместно. «В небольших населенных пунктах не у всех есть доступ к интернету и средства на компьютер или смартфон. Поэтому уведомлять заемщика о наступлении просроченной задолженности, способах ее погашения и контактных данных новых кредиторов необходимо не только на портале госуслуг, но и в смс, а также по почте. И, безусловно, уведомление должника, а также процедура взыскания просроченной задолженности должны происходить строго в соответствии с законом», – заключила Лазарева.