По статистике, десять процентов жителей России подписывают банковские, страховые и иные договоры, не читая. Еще пять процентов людей подписывают договоры, даже если находят в них невыгодные им условия. Люди не готовы защищать свои финансовые права и не верят в успешность такой защиты. По привычке, многие из граждан нашей страны уверены, что защита их финансовых интересов – дело государства. Особенно сильна эта вера у пенсионеров. И, став жертвой мошенничества или потеряв деньги по другой причине, многие пенсионеры также винят в этом государство, которое почему-то не обуздало всех мошенников, не закрыло все финансовые пирамиды и ненадежные банки.
Между тем, ни одному государству никогда не удавалось еще полностью ликвидировать условия для мошенничества. Причина этого кроется в человеческой психологии. С ней же связана и та легкость, с которой люди соглашаются подчас отдать мошенникам свои деньги.
Но, как писал в 18 веке немецкий философ Георг Лихтенберг, «наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем». Повышение финансовой грамотности и знание человеческих слабостей, используемых мошенниками и продавцами недобросовестных услуг, - единственный надежный способ борьбы с мошенничеством.
Сегодня жители России могут купить в супермаркетах более 25 тысяч товаров, читать более 7 тысяч печатных газет и журналов, смотреть более 260 телевизионных каналов. Каждый день они сталкиваются с проблемой выбора. Каким образом получается так, что часть из них делает выбор в пользу ненадежных и даже откровенно недобросовестных предложений? Делающий такие предложения прекрасно знает, как привести человека к выбору, невыгодному для него. Например, если выбор предлагается сделать сразу, невыгодное предложение озвучивается последним. Если же человеку дают возможность подумать, невыгодное предложение называется первым в ряду других. Этот прием используют, например, менеджеры финансовых организаций, предлагающих микрокредиты. Или сотрудники страховых компаний, часто продающие людям пустую надежду вместо реальной страховой гарантии.
Много примеров подобного рода рассказывают участники курсов повышения финансовой грамотности пенсионеров Москвы, стартовавших в конце октября 2018 года на базе столичных центров социального обслуживания. Например, Лариса Ивановна из Крылатского за свой счет застраховала ответственность застройщика, с которым заключила договор о покупке квартиры. Но выяснилось, что в условия страхования «мелким почерком» был вписан пункт о том, что он становится недействительным в случае сознательного банкротства застройщика. Ларисы Ивановну никто об этом не предупредил.
По данным американских психологов, люди реагируют гораздо сильнее, когда им сообщают о возможности потери, чем о шансе остаться без нового приобретения. На этом человеческом предубеждении основан бизнес страховых компаний. На этом же строят свою тактику и финансовые мошенники.
Статистика доказывает одинаковую вероятность потери денег как в результате несчастного случая, так и вследствие постоянных трат на дорогостоящую страховку, которая так и не пригодилась. Но, например, за автомобильную страховку человек платит суммами, гораздо меньшими чем стоимость автомобиля. А в результате угона он теряет его полную стоимость. Большинству людей приемлемее оплатить страховку, чем подвергать себя опасности потери полной стоимости. Тем важнее обезопасить себя от неожиданностей, внимательно изучив договор страхования, особенно написанное «мелким почерком».
Курсы повышения финансовой грамотности пенсионеров пока что не предусматривают изучения слабых мест человеческой психологии, помогающих мошенникам. Но об основных приемах противодействия действиям мошенников пенсионеры узнают. Преподаватели рассказывают им о правильном поведении в ситуации, когда их хотят обмануть. Приучают внимательно читать любой подписываемый документ и не доверять незнакомым людям своих денег. Дают информацию об основных признаках финансовой пирамиды и методах безопасного инвестирования.
Курсы разбиты на две части. Первая состоит из трех двухчасовых лекций, на которых рассматриваются базовые понятия, статистика и факты. Главная задача лекционного материала – преподать пенсионерам основы новой финансовой реальности. Эта часть курса, организованная силами Высшей школы экономики при финансовой поддержке Правительства Москвы, закончилась в конце марта 2019 года. Ее сменила вторая часть, состоящая из двух двухчасовых занятий семинарского типа. Их предназначение – консультирование пенсионеров, прослушавших лекции первой части курса. Помимо теоретической части, участники консультаций участвовали в деловых играх, просматривали познавательные видеоролики, демонстрирующие распространенные приемы финансовых мошенников и методы противодействия им. И главное – у каждого из них была возможность обратиться к преподавателям с вопросом, связанным с любой жизненной ситуацией. Для кого-то это был вопрос о том, как сберечь и приумножить накопления. Для других – способ посоветоваться по жилищно-коммунальным вопросам. Вторая, консультативная часть курсов, продолжалась до 20 апреля. Несмотря на наступление в Москве теплой погоды, пенсионеры охотно приходили на консультации, а обсуждение некоторых вопросов становилось очень жарким. Ведь вынесенные на обсуждение вопросы были более чем актуальны.