Только 15% предприятий общепита в пределах ТТК, расположенные на территории БЦ, рассчитаны на «внутреннего пользователя», и 85% - ориентированы, как на арендаторов и собственников офисных помещений, так и на внешний трафик.
«Наличие того или иного оператора общественного питания в составе бизнес-центра зависит от многих факторов: класса здания, его локации, размеров, конкурентного окружения, а также доступности заведения для сторонних посетителей», - обращает внимание Вадим Кашкин, руководитель департамента коммерческой недвижимости «НДВ-Супермаркет недвижимости».
Как правило, в офисных зданиях класса С обязательно присутствуют кофе-поинты, автоматы с водой, сендвичами или готовой едой на вынос, которую можно разогреть. Обычно они занимают небольшую площадь 30-50 кв.м, и предназначены для быстрого перекуса прямо в офисе. В некоторых низкобюджетных офисных помещениях еще остались столовые старого формата площадью 150-500 кв.м.
В бизнес-центрах класса В, В+ и А располагаются кафе, рестораны и столовые.
Кафе и рестораны обычно занимают площади от 100 до 500 кв.м на первых этажах бизнес-центров, с витриной и отдельной входной группой. В таком формате они существуют сами по себе, как любое другое заведение в торговых коридорах Москвы. Поэтому в основном ориентируются на пешеходный и транспортный трафик в конкретной локации. Ставки аренды для таких арендаторов находятся в диапазоне от 35 до 60 тыс. руб. за кв.м в год.
Столовые обычно располагаются внутри бизнес-центра – на первом, минус первом этаже, и даже на третьем, если позволяют технические возможности. Зачастую такие бизнес-центры имеют ограниченный доступ извне и в основном рассчитаны на людей, работающих в здании. Однако в некоторых бизнес-центрах все же предусмотрен пропуск сторонних сотрудников, т.к. средний чек за обед здесь достаточно демократичный – около 300 рублей. Ставки аренды для столовых колеблются в зависимости от объекта от 25 до 50 тыс. руб. за кв.м в год.
«Управляющие компании понимают, что наличие качественного оператора общественного питания в здании помогает не только привлечь в бизнес-центр платежеспособных и ответственных арендаторов, но и поддерживает статус офиса на нужном уровне. Это взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому при обсуждении коммерческих условий обе стороны пытаются найти компромисс», - объясняет Вадим Кашкин.