В Москве на площадке Главгосэкспертизы России прошла стратегическая сессия по разработке двух разделов Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Участники обсуждения рассмотрели вопросы инновационного развития института строительной экспертизы и совершенствования ценообразования в строительстве.
Работа указанной группы проходит в рамках создаваемой Минстроем России Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р. Документ входит в «дорожную карту» по поддержанию конкуренции в различных отраслях экономики. Ожидается, что Стратегия станет инструментом формирования вектора развития всего строительного комплекса вплоть до 2030 года. По плану, документ должен быть готов уже в сентябре 2019 года.
Минстрой России предложил использовать распределенную схему разработки, когда каждый отдельный раздел стратегии передается проектной команде выразившей готовность к такой работе базовой организации. За организацию процесса будет отвечать Ноприз, к экспертно-аналитическому сопровождению подключится Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации с участием РАНХиГС. Все материалы по проекту будут размещаться на специально развернутом сайте. Проектную команду для разделов «Инновационное развитие строительной экспертизы» и «Совершенствование ценообразования в строительстве» решено организовать на базе Главгосэкспертизы России.
Авторы проекта считают необходимым учитывать, что экспертиза не должна рассматриваться в отрыве от всех остальных отраслевых процессов, напротив — она должна гармонично вписаться в общую отраслевую стратегию. «При этом мнение и опыт извне могут кардинально изменить представление о дальнейшей судьбе и перспективах развития института строительной экспертизы. Тем важнее начатая сегодня работа. Мы открыты к обсуждению», - сообщил начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов.
В свою очередь заместитель главы Минстроя России Дмитрий Волков подчеркнул, что основная цель проекта — не разрушать, а искать оптимальный для строительного комплекса баланс между компетенциями и ролями проектировщика, эксперта, заказчика и подрядчика, с учетом современных технологических возможностей, поскольку от этого зависит безопасность жизни и здоровье людей.
В ходе проведения стратегической сессии в качестве основной проблемы, требующей особого внимания, была отмечена практика правоприменения, при которой в процессе реализации строительного контракта и расчетов между заказчиком и подрядчиком используются проектные локальные сметы и даже прогнозные индексы пересчета сметной стоимости. Это приводит к необоснованному требованию не предусмотренной проектной документацией конкретной технологии (например, земляные работы экскаватором с определенной емкостью ковша) или требованию «отчитаться» о точном соответствии стоимости ресурса как произведению базовой цены на прогнозный укрупненный индекс, что фактически в большинстве случаев невозможно и методологически неправильно. Несмотря на то, что вопрос полностью отрегулирован ст. 110.2 закона 44-ФЗ и Приказом Минстроя России №398, которые предписывают при формировании условий контракта и приемке работ использовать укрупненные этапы и комплексы работ со стоимостью, рассчитанной на основе сметной документации с учетом условий контракта и тендерного снижения, участникам стратегической сессии было предложено сформулировать дополнительные предложения, исключающие неоднозначность толкования действующего нормативно-правового регулирования.
В работе стратегической сессии приняли участие представители ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», директор ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и другие представители профессионального сообщества.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” Дмитрий Мурзинцев: “Для проектного сообщества важно эффективно использовать свой экспертный потенциал при разработке Стратегии развития строительной отрасли. В документе необходимо учесть не только текущие острые потребности, но и те вопросы, которые станут максимально актуальными в краткосрочной и среднесрочной перспективе”.